Архитектура Дуклянско-Зетского Черногорского Приморья и Воеводины. Котор. Церкви Ивановская, Михаила. Собор, Котор - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура Дуклянско-Зетского Черногорского Приморья и Воеводины. Котор. Церкви Ивановская, Михаила. Собор, Котор

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Дуклянско-Зетского Черногорского Приморья и Воеводины
    Архитектура Дуклянско-Зетского Черногорского Приморья. В VII—IX вв. в южной части Балканского Адриатического Приморья возникли небольшие славянские государства — Дуклия, Травуния, Захумия и Пагания, объединившиеся в IX в. в раннефеодальное государство Зету. До середины IX в. над этими землями пыталась сохранить свою власть Византия. В свою очередь старалась распространить на них свое влияние западная церковь. В 1067 г. было учреждено католическое епископство в Баре. В то же время народная оппозиция развивающемуся феодализму и связанной с ним церкви привела к распространению богумильства.
    С 1185 г. Зетское Приморье вошло в состав Сербского государства. Были созданы православные архиепископии в Стоне и на Превлаке в Боке Которской. В городах развивались ремесла и торговля. Некоторые из них получили права свободных коммун, причем классовое расслоение их населения привело к появлению двух самоуправлений — веч: дворянского и ремесленно-торгового.
    В конце XIV в. проникновение турок на Балканы и распадение Сербии на ряд мелких государств отразились и на Зетском Приморье, которым в середине XV в. овладела Венеция. Лишь Дубровник, которому король Стефан Душан уступил в 1335 г. город Стон с прилежащими территорией и островами, сохранял независимость до начала XIX в.
    В таких условиях развивалась архитектура Зетского Приморья. Во внутренних областях, вдали от городов и в лесных местностях, постройки возводились из дерева. В городах строились и каменные здания из превосходного местного известняка или из мелкого плитняка, уложенного насухо (так строились и перекрытые сводами круглые дома — «буньи»), или из рваного камня на известковом растворе. Тесаный камень употреблялся для оконных перемычек, откосов и убранства фасадов.
Котор. План города
Котор. План города
    Лишь в немногих городах Зетского Приморья (Бар, Будва и Котор) можно обнаружить прямоугольную сетку улиц, идущую от античности или средних веков. В ряде городов сохранились остатки крепостных стен, преимущественно XIII—XIV вв. Построенные из рваного камня и плитняка, они имели простой и строгий облик со своими зубцами и круглыми или квадратными в плане башнями. В Баре над воротами находились небольшие капеллы, а главные ворота конца, XIV в. имели фасад, облицованный тесаным камнем двух цветов, чередующихся горизонтальными рядами.
Остров Лопуд. Ивановская церковь, X в.
Остров Лопуд. Ивановская церковь, X в.
    От ранних светских построек не осталось следов. Сохранились постройки XIII—XIV вв., особенно городские жилые дома с мастерской или лавкой, складом и конюшней внизу и одним-двумя жилыми этажами. Внизу иногда были своды, а выше — перекрытия по деревянным балкам; кровли — черепичные или из каменных плит по деревянным стропилам. Фасады таких зданий в Баре и Улцинье выполнены из грубо отесанного камня и иногда (княжеский дворец в Баре) с тонкими поясками, соответствующими этажам. Окна, обычно прямоугольные, с лучковыми разгрузочными арками, редко имевшие развитые готические формы, размещались так, как это вызывалось необходимостью.
    От раннего, дороманского периода сохранились небольшие церкви, однонефные, с цилиндрическим сводом, расчлененным арками, и полукруглой (реже прямоугольной) в плане апсидой (церкви в Савине, Будве, Кутах, на острове Колочеп и др.), такие же церкви с куполом, снаружи замаскированным кубом, обработанным нишами (церковь св. Ивана на острове Лопуд, церковь св. Михаила в Стоне), трехконховые однонефные церкви (в Крайне и Дривосте близ Скадарского озера и св. Павла в Чичеве, близ Требины) и круглые с шестью (в Рогачицах, близ Блажуя, в Боснии) или восемью (в Ошлях близ Стона) конхами.
Стон. Церковь Михаила, X в.
Стон. Церковь Михаила, X в.
    С XI в. строились трехнефные базилики с деревянным стропильным перекрытием; такова церковь св. Сергия и Вакха на Бонне, близ Скадара (теперь в Албании), получившая в XIV в. стрельчатые арки. Тип базилики проник в глубь страны, в Черногорию (Градина на Мартиничах, близ Титограда) и в Боснию (Добровин, Зеница). Фасады ранних церквей Зетского Приморья обработаны просто лопатками, соединенными простыми или двойными арками. Обрамления оконных проемов, а внутри алтарные преграды и кивории украшены резной орнаментацией из лент, виноградной лозы и стилизованных фигур животных. Некоторые особенности этой резьбы родственны словенским, что, как и одинаковые типы церквей, говорит о внутреннем родстве культуры различных южно-славянских народов.
    Церкви XII—XIV вв. строились по типу трехнефной базилики либо однонефного здания с куполом или без него. Так, собор св. Трифона в Которе, 1166 г. — трехнефная базилика с крестовыми сводами и двумя башнями на западной стороне.
Котор. Собор, 1166 г. План и реконструкция внешнего вида
Котор. Собор, 1166 г. План и реконструкция внешнего вида
    Сохранившаяся древняя модель показывает, что он был развитой романской постройкой, с ярусами глухих аркад и круглым окном-розой, но купол на низком барабане над одной из травей среднего нефа сближал этот собор с архитектурой Сербии и Византии. Об этой же близости говорит и сходство плана церкви Богородицы в бенедиктинском монастыре на озере острова Млет (конец XII в.) с планом построенной несколько ранее Никольской церкви близ Куршумлии в Сербии. В то же время декорировка фасадов млетской церкви родственна апулийским образцам, а квадратный в плане барабан напоминает местные дороманские постройки.
    Связь с сербской архитектурой обнаруживают и небольшие которские церкви св. Луки (1195 г.) и Коллегиаты (1221 г.), однонефные, с цилиндрическими сводами, с арками и низким куполом на парусах. Родственны сербским и такие детали, как парное окно на апсиде первой и чередование полос красного и белого камня на фасадах второй, обладающей, однако, похожими на готические, ребрами сводов. Такие же бескупольные церкви также развивают дороманский тип. Более развитыми романскими формами обладают позднейшие постройки: большие церкви св. Павла в Которе (1266 г.), св. Николая (1288 г.) и св. Марии (1340 г.) в Будве, небольшие церкви в Данье близ Скадара и три церкви в Хай-Нехае близ Бара, имевшие каждая по два алтаря — православный и католический.
    Влияние готики сказалось в местной архитектуре лишь в частностях вроде стрельчатых окон или нервюр сводов некоторых церквей. В других постройках XIII—XIV вв. продолжали господствовать романские формы. Резьба и скульптура применялись и внутри зданий, примером чего может служить киворий в которском соборе (1360 г.), легкий по конструкции, с изящным антаблементом, украшенным барельефами.
    Связь архитектуры Зетского Приморья с Сербией поддерживалась и мастерами из Приморья, участвовавшими в Сербии в сооружении ряда памятников рашской и отчасти македонской и моравской школ. Так, Вит из Котора построил главную церковь в Дечанском монастыре, Радован работал в Студенице, а позднее в Трогире. Миха Бранко из Бара строил в Дубровнике. Все это говорит о тесных связях архитектуры Зетского Приморья с архитектурой других южнославянских народов.
Котор. Собор. Киворий, 1360 г.
Котор. Собор. Киворий, 1360 г.
    Архитектура Воеводины. Славяне, населявшие Паннонскую низменность по Дунаю, Драве и Тисе и Срем между Дунаем и Савой, были в IX в. покорены венграми. С конца XIII до середины XV в. сербские правители, как вассалы венгерских королей, получили здесь большие владения, включавшие укрепленные пункты. Каменные постройки появились лишь в XI в.; основным строительным материалом был кирпич, естественный камень применялся редко.
    Ранними каменными постройками были крепости в Сланкамене, Земуне (XI в.), Тителе (XIII в.), Баче, Купинике (XIV в.) и др. В зависимости от местоположения их планировка была неправильной или регулярной. Большая часть их была перестроена в первой половине XV в.
    Культовых построек средневековья в Воеводине сохранилось мало. Самая значительная — трехнефная романо-готическая базилика в Араче (первая половинаXIII в.), кирпичная, с каменными тягами и резными капителями. В Баче и Шаренграде сохранились остатки двух капелл на крепостных башнях и две небольшие церкви с колокольнями возле алтарных апсид, как и в Араче.
    Средневековая архитектура Воеводины близка к венгерской несмотря на участие в ее создании местных мастеров.
    Различия, наблюдавшиеся в историческом развитии отдельных областей Восточной Европы, обусловили и место их архитектуры в Европе. Архитектура континентальных Словении и Хорватии ближе к архитектуре Австрии, Баварии, Чехии, а архитектура Словенского и Хорватского Приморья имела связи с архитектурой Италии. С Италией была связана и архитектура Зетского Приморья, которая, впрочем, родственна также и архитектуре Сербии. Сильные местные традиции, особенно отчетливо сказавшиеся в дороманской архитектуре Истрии и Далмации, где были созданы типы однонефной с куполом, крестообразной и ротондальной церкви, обусловили национальное своеобразие позднейших построек. Отмеченные типы церквей находят аналогии также в средневековых ротондах Чехии, в сербских постройках типа Петровой церкви в Расе, а в виде вытянутого по продольной оси креста — и в сербских и болгарских однонефных купольных церквах. Большая по сравнению с готическими близость романских построек к местным дороманским зданиям объясняет устойчивость в этих землях романских форм, проникших отсюда во внутренние области Балканского полуострова.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому