Церкви в Слаглилле, Твейе Мерлёзе, Нюларс, Калунборг, Нёрре-Альслев, Хольмструп. Копенгаген, больница - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Церкви в Слаглилле, Твейе Мерлёзе, Нюларс, Калунборг, Нёрре-Альслев, Хольмструп. Копенгаген, больница

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Скандинавских стран > Дания
Церковь в Слаглилле, середина XII в.
Церковь в Слаглилле, середина XII в.
Твейе Мерлёзе. Церковь, середина XII в.
Твейе Мерлёзе. Церковь, середина XII в.
    Сельские церкви строились из хорошо обработанного камня, причем квадры вытесывались даже из гранита. Церкви из необработанных камней выкладывались только в Зеландии. Как обычно в Скандинавии, церкви состояли из прямоугольного нефа и прямоугольного, часто квадратного в плане хора (церковь в Ховере) с плоским или полукруглым завершением (церковь в Слаглилле), причем неф и хор снабжались отдельными деревянными покрытиями. Небольшие окна располагались высоко над землей.
Маллинг. Крепость, XII в.
Маллинг. Крепость, XII в.
    Наружные поверхности или вовсе не имели декора, или по примеру соборов декорировались упрощенной плоской аркатурой. Такому же упрощению подвергались и обрамления порталов. Иногда в резьбе порталов повторялись мотивы резьбы деревянного зодчества (портал в Вейлбю, близ Рандерса). В некоторых случаях с запада пристраивались одна или две башни. В башенной части церкви в Твейе Мерлёзе находилась ложа феодала.
    Каменные церкви имели в ряде случаев оборонное значение. Так, церковь в Маллинге была окружена крепостной стеной толщиной в 2,5 м и рвом. Вход в крепость защищала круглая башня-часовня.
Нюларс. Круглая церковь, XII в.
Нюларс. Круглая церковь, XII в.
Нюларс. Круглая церковь, XII в.
Нюларс. Круглая церковь, XII в.
Нюларс. Круглая церковь, XII в.
Нюларс. Круглая церковь, XII в.
    Оборонной башней могло служить и самое здание церкви. Такие церкви были особенно распространены на острове Борнхольм, где они служили крепостями при нападении пиратов. Как правило, они сооружались помещиками, жившими в деревянных, незащищенных усадьбах. Основное помещение имело в плане круглую или, как исключение, восьмиугольную форму. Простая, со щелевидными окнами, церковь, так же как крепостная башня, состояла из нескольких этажей, разделенных сводами, которые в центре опирались на один (церковь в Нюларсе) или несколько столбов. Верхние этажи имели бойницы. Пристроенный с востока хор соответствовал по высоте первому этажу.
Калунборг. Церковь, около 1170 г.
Калунборг. Церковь, около 1170 г.
Калунборг. Церковь, около 1170 г.
Калунборг. Церковь, около 1170 г.
    Наиболее монументальной и красивой среди центрических культовых сооружений Дании является кирпичная церковь в Калунборге (около 1170 г.), также имевшая оборонное значение. Она имеет в плане форму равноконечного креста, ветви которого заканчиваются высокими восьмиугольными башнями (в восточной — алтарь), окружающими еще более мощную квадратную башню в центре. Необычная конфигурация церкви, по-видимому, была вызвана знакомством с архитектурой Востока.
    В период готики (начало XIII в. — 30-е годы XVI в.) можно различить две фазы. Первая продолжалась до середины XIV в.; для нее характерно применение кирпича, определившее, в частности, компактность плана городских церквей. План городской церкви, за исключением контрфорсов, не имеет выступов; трансепт не выходит за линию бокового фасада. Обход вокруг хора сливается с равными ему по ширине боковыми нефами.
    Роскилле — бывшая королевская резиденция. Сооруженный здесь собор (1190 г.) служил усыпальницей датских королей. Он представляет собой памятник периода, когда совершался переход от романской архитектуры к готической. Столбы и крипта его сложены из гранита.
Нёрре-Альслев. Роскилле. Собор, 1190 г.
Нёрре-Альслев. Роскилле. Собор, 1190 г.
    С XIII в. перекрываются сводами не только боковые, но и средний неф. Пучки колонн продолжаются в гуртах крестовых сводов. Применение сводов в среднем нефе ведет к регулярной разбивке окон. Окна церквей в Сорё и Рингстеде при замене деревянных перекрытий среднего нефа сводами были замурованы, а новые окна были пробиты в соответствии с делением сводов. Торцовые фасады прорезаются трехчастными окнами, из которых средняя часть, следующая очертаниям свода, выше боковых. Аркбутаны не применяются: распор погашается контрфорсами. Памятником, в котором окончательно утвердились черты готики, является собор в Оденсе (1301 г.).
Нёрре-Альслев. Лёгумклостер. Монастырская церковь, 1-я половина XIII в.
Нёрре-Альслев. Лёгумклостер. Монастырская церковь, 1-я половина XIII в.
Нёрре-Альслев. Лёгумклостер. Монастырская церковь, 1-я половина XIII в.
Нёрре-Альслев. Лёгумклостер. Монастырская церковь, 1-я половина XIII в.
    Монастырские церкви по организации плана близки к сооружениям предыдущего периода (церковь в Лёгумклостере) и имеют развитый трансепт. Так же как в городских церквах, чувствуется стремление к простоте и к ясной связи отдельных элементов. Монастырь, как обычно, складывался вокруг клуатра.
    Сельские церкви, по большей части кирпичные, повторяют ранее выработанный тип. Отличие составляют применение сводов (в хоре), появление граненой апсиды и тонкая декорировка, выполняемая лекальным кирпичом.
Нёрре-Альслев. Лёгумклостер. Монастырская церковь, 1-я половина XIII в.
Нёрре-Альслев. Лёгумклостер. Монастырская церковь, 1-я половина XIII в.
Нёрре-Альслев. Церковь, около 1300 г. Колокольня XV в.
Нёрре-Альслев. Церковь, около 1300 г. Колокольня XV в.
    Вторая фаза готики началась с середины XIV в., после перерыва, вызванного эпидемией чумы 1349 г. При сохранении элементов планировки предыдущего периода городская церковь получила более живописное расположение частей. При этом каждая часть здания приобрела самостоятельную трактовку; отдельные части завершаются ступенчатыми щипцами (собор в Орхусе). В кладке фасада использовался разноцветный, иногда глазурованный кирпич, обработанный и валунный камень. Часто щипцы украшались арочными нишами, оштукатуренными и побеленными.
    В некоторых случаях симметрию фасада нарушали проемы или лестничные клетки (притвор Олуфа Мортенсена в соборе Роскилле, около 1440 г.). Для этого периода характерны большие окна; часто растесывались в это время окна ранних сооружений. Аркбутаны применялись как исключение.
    При усложненных звездчатых сводах промежуточные опоры сведены к квадратным и восьмиугольным в сечении столбам. В значительном количестве строятся зальные церкви. Залитые светом, с тонкими опорами и широко раскинувшимися сводами, интерьеры церквей производят праздничное впечатление.
Нёрре-Альслев. Орхус. Собор, 1467—1471 гг.
Нёрре-Альслев. Орхус. Собор, 1467—1471 гг.
Копенгаген. Больница, 2-я половина XV в.
Копенгаген. Больница, 2-я половина XV в.
    Позднеготические монастыри сохраняют прежнюю структуру плана. Изменяется композиция фасадов: они распадаются на ряд различно трактованных элементов, соответствующих помещениям интерьера.
    К позднему средневековью относится появление больниц при монастырях, с большими палатами, напоминающими залы монастырей.
    Сельские церкви этого периода повторяют в основном прежнюю схему. Отличие их от более ранних зданий составляла появившаяся в XV в. высокая квадратная в плане западная башня-колокольня, завершавшаяся ступенчатыми щипцами. Башни часто пристраивали и к ранее возникшим церквам. Кроме колоколен иногда пристраивали также ризницы и притворы, также увенчанные ступенчатыми щипцами (церковь в Хольмструпе, 1492 г.).
Хольмструп. Церковь, 1492 г.
Хольмструп. Церковь, 1492 г.
    Средневековая архитектура Дании на ранних этапах ее развития представляла собой оригинальное явление, имевшее не только местное значение. В области градостроительства появились регулярные образования, где принцип геометрической правильности проводился от общих форм целого до планов отдельных домов. В ранних памятниках культовой архитектуры также были выработаны самостоятельные типы зданий; однако здесь своеобразие ограничивается, за исключением собора Калунборга, небольшими сельскими церквами. Особенно выделяются круглые церкви Борнхольма.
    В своем дальнейшем развитии датская архитектура сближается с течением северной готики в его несколько упрощенном, хотя и довольно изящном варианте. Лишь сельские церкви с их массивными, уступчатыми колокольнями составляют характерное отличие датской деревни.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому