Костелы св. Георгия Каунас; Запишкис; св. Анны, бернардинский Вильнюс
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Прибалтийских стран > Литва
Литовские средневековые культовые здания отличались простотой и монументальностью, отсутствием сложных декоративных деталей, массивностью конструкций. В кирпичную кладку толщиной 1—2 м вводились крупные валуны.
Готические культовые здания, построенные в Литве в конце XIV, в XV и XVI вв., имели зальное (трехнефное или однонефпое) внутреннее пространство с небольшим хором, завершенным полигональной апсидой.
Средневековым культовым памятникам Литвы, так же как и готическим храмам Поморья, Мазовии и Ливонии, свойственны высокие двускатные, покрытые черепицей крыши, образующие на торцовом фасаде острые щипцы; усиленные контрфорсами стены, украшенные орнаментом из торцов клинкерного кирпича; стрельчатые проемы; декоративные детали из профилированного кирпича; сетчатые и ячеистые своды. Для готических храмов характерно отсутствие башен. Контрфорсы, порталы и другие части зданий имеют оригинальную композицию.
В конце XV и в XVI в. наряду с монументальными, крепостными по характеру культовыми сооружениями появились храмы, обладающие изящными, нарядными формами. Однако их планировка и конструкция по-прежнему оставались простыми.
Старейший четырехстолпный зальный костел св. Николая в Вильнюсе построен в XIV в., перестроен в XVI в. При перестройке деревянное перекрытие заменено сетчатыми сводами. Характерен главный фасад: в его центре находится арка портала, обрамленная каймой поребрика; над порталом — высокое окно. Щипец украшают стрельчатые ниши.
Каунас. Костел св. Георгия, конец XV в.
В костеле св. Георгия в Каунасе, построенном в конце XV в., прослеживается дальнейшее развитие типа трехнефного зального костела. Костел стоит у слияния рек, вблизи Каунасского замка. Фасады здания отличаются декоративностью и изяществом.
Запишкис. Костел, начало XVI в.
Одним из самых замечательных однонефных зданий является костел в Запишкисе (вторая половина XVI в.). Характерно, что в этой постройке местных мастеров не соблюдены принципы симметрии. Главный фасад украшают изящные прямоугольные ниши, обведенные каймой из профилированного кирпича. Вход подчеркивает вписанная в прямоугольное обрамление стрельчатая арка. Цокольный ярус обработан рядом стрельчатых ниш. Неф и хор имеют плоские деревянные перекрытия. Только в позднее пристроенной ризнице сооружен кирпичный свод.
Вильнюс. Ансамбль бернардинского монастыря и костела св. Анны, окончен во 2-й половине XVI в.
1 — бернардинский костел; 2 — костел св. Анны; 3 — дом приходского священника; 4 — сакристия; 5 — бернардинский монастырь; 6 — капелла св. Николая; 7 — Королевская капелла; 8,9 — дворы
1 — бернардинский костел; 2 — костел св. Анны; 3 — дом приходского священника; 4 — сакристия; 5 — бернардинский монастырь; 6 — капелла св. Николая; 7 — Королевская капелла; 8,9 — дворы
Ансамбль бернардинского костела и костела св. Анны в Вильнюсе (закончен во второй половине XVI в.) представляет собой один из самых выдающихся готических ансамблей в Северо-Восточной Европе. Бернардинский костел — сооружение зального типа. В XVI в. храм вошел в оборонительную систему Вильнюса. Здание имеет массивные стены с контрфорсами, угловые башни и бойницы под карнизами. В интерьере хорошо сохранились ячеистые и звездчатые своды.
Вильнюс: Фрагмент бернардинского костела
Поперечный разрез бернардинского костела
Другое здание ансамбля — костел св. Анны (1581 г.) — самое красивое готическое здание в Литве. Однонефный костел имеет небольшие размеры: 10X22 м в плане. Для фасадов храма характерно ритмическое сочетание легких вертикальных форм. Разнообразнейшие элементы фасадов выложены из 33 сортов фасонного кирпича. В конструкции костела св. Анны максимально использованы технические возможности строительного материала: стены имеют толщину всего лишь 1,5 кирпича. Строительство производилось вильнюсским цехом каменщиков, знаки которого стоят на кирпичах
Вильнюс: Костел св. Анны
Вильнюс: Костел св. Анны
В заключение необходимо подчеркнуть, что сооружения, построенные в XIV и в первой половине XV в., отличаются тяжеловесными, монументальными формами, лаконичностью деталей, простотой композиций. Здания конца XV и XVI в., при сохранении тех же общих композиционных принципов, имеют по-новому трактованные фасады. Композиция фасада становится легче и пластичнее.