Архитектура Польши. Градостроительство. Жилые дома. Краков, Центральная площадь. Варшава, Дом князей Мазовецких - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура Польши. Градостроительство. Жилые дома. Краков, Центральная площадь. Варшава, Дом князей Мазовецких

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Польши
    Средневековая архитектура Польши отличалась значительным своеобразием. В частности, недостаток во многих частях страны камня приводил к сдержанности и лаконичности форм каменных зданий.
    Одной из отличительных черт польского строительства было наличие в стране большого числа городов, что отметил уже «Баварский географ» (IX в.), имевший, впрочем, в виду также и земли других западных славян.
    Западные славяне искусно строили мосты, а храмы украшали вырезанными из дерева и раскрашенными скульптурами. Когда язычество уступило место христианству, в Польше стали появляться сооружения из камня. Лишь в северных районах страны, где язычество удерживалось очень долго, пышно разукрашенные деревянные сооружения можно было видеть еще в XI в.
    Одним из центров объединения страны стала земля поморян, где уже в IX и X вв. возникли довольно крупные города — Щецин, Гданьск, Колобжег, которые вели торговлю с Германией, Скандинавией, арабским Востоком. Другой центр объединения возник на юге, в Малой Польше, где в X в. главным городом стал Краков. Здесь проходили пути в Западную Европу, на Русь, в прибалтийские страны и Средиземноморье. Объединялись мелкие княжества и в других местах. Наибольшее значение приобрела Великая Польша в долине реки Варты с ее центральным положением между городами Поморья и Юга. Главным городом Великой Польши стал Гнезно.
    Дальнейшее развитие страны проходило в тесном контакте с Западом. Польское искусство, при всем его национальном своеобразии, следовало общей схеме развития западного средневекового искусства.
    Со второй половины XI в. в Польше возникает романская архитектура. В конце XI в. центр польской государственности перемещается в Мазовию, а столица — в Плоцк. Это время вплоть до середины XII в., когда началось феодальное дробление страны, стало периодом расцвета польской романской архитектуры. Были воздвигнуты наиболее значительные здания с очень высоким качеством обработки отдельных элементов и деталей (скульптурные и архитектурные рельефы костелов в Туме, Червинске и т.п.).
    Готическая архитектура в Польше развивалась в течение двух с лишним столетий: с XIV почти до середины XVI в. Расцвет готической архитектуры совпал с новым расцветом польской государственности. Польша снова стала королевством (1319 г.). Развитию архитектуры способствовали тогда интенсивный рост городов, успехи торговли и ремесленного производства, подъем культуры страны, ознаменовавшийся организацией крупных библиотек, школ и, наконец, открытием в 1364 г. Краковского университета.
    Градостроительство. В Польше преобладали города «бургового» типа, т.е. разраставшиеся вокруг замков. Они, как правило, имели нерегулярную планировку, иногда радиальную, иногда основанную на одном-двух лучах, а то и вообще в виде неправильной сетки улиц, обусловленной топографическими условиями местности, магистральными дорогами и т.п. Замок располагался эксцентрически, на краю города, на холме, у реки или озера.
Краков. Средневековый план города
Краков. Средневековый план города
1 — Вавель; 2 — замок; 3 — древнейшая часть города; 4 — город XIII—XIV вв.
    Вслед за городом Шрода (1175 г.) ряд городов получил магдебургское право самоуправления, устав которого предусматривал рекомендации по планировке. Это обстоятельство, а также общее изменение идеологии и вкусов общества того времени определили появление в Польше регулярной планировки.
Краков. Центральная площадь
Краков. Центральная площадь
    Типичной была планировка Кракова. Древняя часть его, на склонах Вавеля, представляла собой хаотическую смесь дворов магнатов, ремесленников и торговцев. Новая часть города стала развиваться на основе регулярной планировки (вторая четверть XIII в.). В центре была разбита большая квадратная площадь, на которой разместились так называемые Сукенницы — двор для продажи сукна, одного из главных предметов польской торговли того времени — и ратуша. На эту же площадь выходил главный костел ремесленно-торговой части города — Марьяцкий, перенесенный сюда в 1226 г. из старой части города.
    Аналогичный процесс происходил в тот период во многих городах: в некотором удалении от замка вырастала регулярная часть — средоточие торгово-ремесленной жизни.
    В качестве примера можно привести средневековые планы Варшавы или Тшева. В этот период возникли регулярные планировки Торуня (1231 г.), Гданьска, Мальборга, Нове-Място и др. Новая часть города вместе со старой обносилась крепостными стенами, на первых порах деревянными.
Варшава. Средневековый план города
Варшава. Средневековый план города
1 — замок; 2 — город XIII —XV вв.
    Жилые дома. Дома на рыночной площади города, как впрочем и вообще в средневековом городе, имели очень узкие фасады, что регламентировалось специальными постановлениями, которые вызывались стесненностью застройки. В первом этаже обычно располагалась лавка владельца, и весь периметр рыночной площади превращался в гостиный двор. За лавкой, а иногда и под ней устраивался склад товаров. Эти помещения перекрывались каменными сводами. Второй этаж дома отводился под парадные помещения и имел обычно деревянный потолок, покрытый росписью. Третий, а иногда и последующий были жилыми. Перекрытые высокой двускатной крышей, чердак которой использовался для хозяйственных целей, такие дома отвечали общим особенностям архитектуры того времени.
Варшава. Дом князей Мазовецких, XV в
Варшава. Дом князей Мазовецких, XV в.
    В архитектурной отделке фасадов использовались готические формы. В древней части Варшавы — Старом Мясте — открыты фрагменты средневекового дома князей Мазовецких. Во всю высоту здесь поднимались плоские ниши со стрельчатым завершением, объединявшие окна фасада.
    Дом несколько иного характера, вероятно уже конца XV или начала XVI в., стоявший в Гданьске на Хлебницкой улице, был перенесен в начале XIX в. в Потсдам. Он тоже трехэтажный и имеет три окна по фасаду, разделенные узкими простенками. Окна завершены пересекающимися опрокинутыми лучковыми арочками — мотив, встречающийся в отделке польских зданий начала XVI в.
    В более скромных домах фасад оставался без архитектурной обработки. Лишь щипцы дома получали скромную отделку в виде плоских стрельчатых ниш и т.п.
    Средневековый польский город был застроен в основном деревянными или фахверковыми зданиями, которые, естественно, сохраниться до наших дней нe могли. Лишь немногие, но характерные образцы уцелевших подобных зданий, вроде очаровательного дома с аркадой в первом этаже в Липце, на окраине Гданьска (относящегося уже к началу XVII в.), дают некоторое представление об этой уже исчезнувшей архитектуре.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому