Лунд, собор. Альвастра монастырь цистерцианцев; Варнхем, монастырская церковь. Церкви Вомб, Хагбю, Сигтуна, Висбю
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Скандинавских стран > Швеция
Для романской архитектуры Швеции (начало XII — середина XIII вв.) характерны разработка композиции кафедрального собора, сложение типа монастырской церкви и монастыря в целом, создание сельской церкви.
Лунд. Собор, начало — конец XII в.: план
Лунд. Собор, начало — конец XII в.: крипта, деталь южного портала
Лунд. Собор, начало — конец XII в.: апсида
Важнейшим собором Скандинавии является собор в Лунде (тогда датский город). В 1103 г. в Лунде была утверждена архиепископская кафедра трех северных государств. В ознаменование этого на месте старого собора начали возводить новый собор — базилику. Образцом при разбивке плана послужил собор в Шпейере. Строительство было в основном завершено к концу XII в. Частичные перестройки производились после пожара 1234 г. и в начале XVI в. В XIX в. собор подвергся крайне грубой реставрации. Уцелевшие части — апсида и крипта — свидетельствует о высокой художественной культуре создавших его мастеров. Декоративное оформление собора в дальнейшем нашло отражение в архитектуре сельских храмов. Одним из строителей в 30-х годах XII в. был итальянец Донатус, впервые применивший здесь технику сверления камня, которая в сочетании со скандинавским плетением и южным растительным орнаментом создала новый декоративный эффект.
Альвастра. Монастырь цистерцианцев, начат в 1143 г.
Первым монашеским орденом, проникшим в Швецию, был орден цистерцианцев. Самый ранний цистерцианский монастырь в Альвастре (основан в 1143 г.) представлял собой упрощенную копию монастыря Фонтенэ. И для церкви, и для монастырских построек характерны простые прямоугольные формы. Аскетически гладкие стены лишены украшений. Здания группируются вокруг внутреннего двора. Постройки отличают точность кладки, тщательная теска камня (в квадры превращались даже глыбы гранита — церковь в Нюдале), сравнительно небольшая величина сечений, высокое мастерство построения сводов. В более поздних сооружениях цистерцианцев, например, в церкви в Варнхеме (окончена в 1266 г.), стройность пропорций и тщательность отески придают интерьеру устремленность ввысь и чистоту, свойственную готике. Иноземное искусство цистерцианцев оказалось плодотворным на шведской почве в первую очередь благодаря высокому уровню строительной техники. Композиция монастыря ордена легла в основу структуры монастырей последующего периода. Благодаря их влиянию распространились трехнефные зальные церкви.
Альвастра. Варнхем. Монастырская церковь, окончена в 1266 г.
Рядовые деревянные сельские церкви не сохранились. Каменным присущи простота, монументальность, лаконичность декора. Снаружи церкви, как правило, не штукатурились. Внутри стены расписывались по штукатурке примитивными фресками. Небольшие окна помещались под потолком, как правило, с южной стороны. Своды применялись очень редко. Обычными были плоский, покрытый живописью потолок или открытые стропила. Высокая кровля покрывалась лемехом. Наружный декор сводился к плоским арочным нишам с гирькой и к арочному карнизу, который вел свое происхождение, вероятно, от декора собора в Лунде. Изредка обрамления порталов украшались несложной поверхностной резьбой.
Вомб. Церковь, 1-я половина XII в.
Наиболее простым и распространенным типом были сооружения, состоявшие из прямоугольного в плане нефа и более низкого прямоугольного же хора с прямым или апсидальным завершением. К более сложному типу относится церковь с массивной башней, помещенной или на западной (церковь в Вомб), или, реже, на восточной (церковь в Сконелле, Упланд) стороне. Башня иногда имела оборонное значение. Обычно в пределах основного здания западная башня была двухэтажной. Первый этаж был занят нартексом или крещальней. Во втором помещалась ложа феодала. Особенно богатый нартекс, обнаруживающий сходство с криптой Лундского собора, имела башня собора в Дальбю (1130 г.).
В ряде случаев, когда церковь располагалась на торговых путях или на подступах к большому городу, оборонительной башней служило самое здание церкви. В этом случае оно было круглым и снабжалось бойницами (церковь в Хагбю, Смоланд).
Хагбю. Круглая церковь, 1-я половина XII в.
Сигтуна. Церковь Марии, до 1237 г.
Кирпичные церкви появились в Швеции значительно позднее каменных; наиболее ранняя из них — церковь Гумлёса в Ёйньебюгдене (освящена в 1191 г.; ступенчатые фронтоны — позднейшие). Кирпичные церкви отличались от каменных более сложным декоративным оформлением. Особенное внимание обращалось на западный фасад (церковь Марии в Сигтуне, до 1237 г.).
Висбю. 1 — церковь Лаша, 2-я четверть XIII в.; 2 — церковь св. Духа, 2-я четверть XIII в.
Особняком стоят церкви острова Готланд. Здесь благодаря пересечению торговых путей из Восточной и из Западной Европы скапливались большие богатства, что привело к расцвету строительства. Основным складочным местом был город Висбю, где обосновались купеческие фактории различных стран. Каждая имела свой храм, в архитектуре которого сочетались местные и иноземные традиции. Из 16 церквей Висбю сохранилась только немецкая церковь Марии. Среди церквей, сохранившихся в руинах, почти идентична по плану с русскими церквами (например, с Пятницкой церковью в Новгороде) построенная во второй четверти XIII в. церковь Лаша). Основное отличие ее от русских прототипов заключается в наличии крестового свода вместо центрального купола. Наиболее своеобразной была церковь Св. Духа. Она находилась при госпитале; первый ее этаж предназначался для прихожан, второй — для больных. Своды поддерживались четырьмя колоннами. Здесь, как и в церкви Лаша, был устроен в стене открывавшийся внутрь арочный обход.