Соборы Упсала, Линчёпинг. Церкви Римбу, Сёдра Рода, Хаблингбу, Валё, Руне, Висбю. Вадстена Бригиттский монастырь. Упсала. Башни собора
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Скандинавских стран > Швеция
Готический период шведской архитектуры начинается с середины XIII в. Здесь намечаются два течения. Большие церкви городов и монастырей следуют общим для всей Европы принципам развития, и в них четко определяется отличие от романских церквей и переход к позднеготическому стилю. Сельские церкви сохраняют тип, выработанный ранее.
Собор в Упсале, заложенный около 1260 г., представляет собой по плану (первоначально трехнефному) несколько уменьшенное подобие французских соборов начала XIII в. Наружные стены сложены из кирпича, внутренние устои — из камня. Реставрация XIX в. исказила внешний вид собора. Сохранившиеся интерьеры, поражающие величием и соразмерностью, несут отпечаток французской готики. Характерно, что первоначально это базиликальное здание не имело наружных аркбутанов: упоры были скрыты под крышей над боковыми сводами. В этом отступлении от прототипа сказалась местная тенденция упрощения сооружения.
Упсала. Собор, около 1260 г. (I); Вадстена. Бригиттский монастырь, 1369 г. — начало XV в. (2)
Упсала. Собор, около 1260 г.
Упсала. Вадстена. Бригиттский монастырь, 1369 г. — начало XV в.
Линчёпинг. Собор, около 1260 г. — 2-я четверть XIV в.
Собор в Линчёпинге представляет собой перестройку более ранней (миссионерской) церкви, расширенной в романский период. Материал ее — известняк. Из-за перерывов в работе и разнообразного состава мастеров собор поражает разнохарактерностью архитектурного убранства. Начавшие около 1260 г. его расширение английские мастера стали сооружать зальную церковь, широкие нервюрные своды которой опираются на устои, выполненные в виде сложных пучков колонн. Часть собора, построенную во второй четверти XIV в., строили местные мастера (вероятно, с острова Готланд). Они соорудили такие же, как в «английской» части, своды, но в соответствии с местными традициями отказались от пучка колонн и свели устои к тонким восьмигранным и круглым колоннам.
Прочие церкви, в большинстве случаев кирпичные, также приближаются к западноевропейским образцам, иногда почти уподобляясь им; например церковь Санкт Петри в Мальмё была построена по образцу церкви Марии в Любеке. Исключение составляет бригиттский монастырь в Вадстене, сооружавшийся с 1369 г. по начало XV в. (церковь освящена в 1430 г.). Правила сооружения монастыря были разработаны самой Бригиттой, пользовавшейся указаниями монаха Петруса Олави из Альвастры. По этим правилам начали затем возводить бригиттские монастыри во всей Северной Европе.
В основу были положены принципы строительства местных цистерцианских монастырей. Храм — трехнефный, зальный, покрытый звездчатыми сводами, опирающимися на восьмигранные колонны. Его формы просты и лишены декора. Свет свободно льется через большие окна, не имеющие витражей, освещая когда-то покрытые фресками стены. Первоначально в церкви размещалось свыше 50 деревянных резных алтарей и сложное оборудование из лестниц и решеток, рассчитанное на одновременное пребывание монахов, монахинь и прихожан, изолированных друг от друга.
Римбу. Церковь, 2-я половина XV в.
На рубеже XIII и XIV вв. повсеместно, кроме острова Готланд и некоторых деревень датской Швеции, утверждается тип сельской церкви, определившийся в предыдущий период. Церковь имеет вид однонефного сооружения с прямоугольным в плане хором. Позднее, в XIV—XVI вв., с севера и юга начинают пристраивать сакристию и притвор для хранения оружия прихожан. Церкви сооружались из гранита, кирпича и дерева. В отличие от романского периода церкви имеют более развитое декоративное убранство.
Особенно замечательны церкви, в которых кирпичная кладка сочетается с кладкой из грубо обработанных гранитных валунов (церковь в Римбу, Упланд, 2-я половина XV в.). Кирпичом обрамляли скаты щипцов и проемы. На щипце выкладывался сложный кирпичный узор из крестов, плоских ниш, кругов. Углубления оштукатуривались, белились или расписывались.
Римбу. Церковь, 2-я половина XV в.
Сёдра Рода (Вермланд). Церковь, 1323 г.
Гонтовую крышу венчал ажурный гребень из крестов и голов драконов. Неф перекрывали или деревянные, или, реже, каменные своды, опиравшиеся на стены на небольшой высоте от пола (церковь в Вестерокере, Упланд, 1331 г.); распор погашался весом высоко поднимавшихся стен.
Деревянные своды были цилиндрическими, кругового или трехлопастного очертания (церковь в Сёдра Рода, Вермланд). Поверхность стен и сводов иногда покрывалась яркой живописью.
Хаблингбу. Церковь, середина XIV в.
Хаблингбу. Церковь, середина XIV в.
Развитие иного типа архитектуры представляют собой готические церкви острова Готланд. В XII в. своды в них обычно поддерживаются одной колонной; в XIII в. число колонн увеличивается до 2—4. Колонны — круглые, с капителями, расчлененными в соответствии с гуртами сводов.
Это — двухнефные или, чаще, трехнефные зальные церкви. Внешний вид их определяет высокая башня (церковь в Руне). Своеобразна декоративная обработка портала, состоящая из огибающих арку круглых дисков. Общим с континентальными шведскими церквами является отсутствие контрфорсов и аркбутанов.
Руне. Церковь, XIV в.
Наиболее замечательной церковью Висбю является церковь св. Карины (1376—1412 гг.). Ее восьмигранные колонны близки к восьмигранным колоннам церквей Тевтонского ордена. Еще большее родство с общеевропейской архитектурой обнаруживает пристроенная около 1350 г. к церкви Марии капелла Свертинг.
Висбю. Церковь св. Карины, 1376—1412 гг.
Упсала. Башни собора, XV в. (завершение башен — позднейшее)
Валё. Церковь. Роспись, начало XVI в.
Большие монастырские и городские храмы, сооруженные или перестроенные в XV— начале XVI в., несут отпечаток поздней готики, выражающийся в насыщении фасадов декором, в применении звездчатых сводов, в достижении большого равновесия масс. Строительство ведется преимущественно в кирпиче. Церкви имеют зальное построение, причем количество нефов доходит до пяти (Стуркюрка в Стокгольме, завершена в XV в.). Их интерьер с его высокими, просторными нефами и переплетающимися гуртами производит жизнерадостное впечатление.
В сельских церквах поздняя готика ознаменовалась применением звездчатых сводов, плотно покрытых живописью (церковь в Валё, Росланген, роспись сводов — Андеша Мартинссона).
Карта раздела «Архитектура Западной Европы. Средние века» >>