Архитектура Трансильвании. Замок Бран, крепость Дева, Альба-Юлия, собор св. Михаила, Брашов, «Черная церковь» - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура Трансильвании. Замок Бран, крепость Дева, Альба-Юлия, собор св. Михаила, Брашов, «Черная церковь»

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Трансильвании
Сибиу. Центральная часть города
Сибиу. Центральная часть города
    В XII в. Трансильвания была присоединена к Венгерскому королевству, и с этого времени развитие ее архитектуры было тесно связано с развитием архитектуры Венгрии. Лишь сельские постройки, как и раньше, создавались в соответствии с запросами крестьян, местными строительными материалами и местными строительными и художественными традициями. Каменное зодчество городов, феодальных замков и монастырей проходило через те же этапы романского стиля, готики и Возрождения, что и венгерская архитектура.
    Ряд каменных замков и культовых построек был возведен при участии венгерских королей и феодалов, часто привлекавших для этого иностранных зодчих. Сближению трансильванской архитектуры с западной способствовало и появление здесь немецких колонистов, размещенных в Трансильвании венгерским правительством и получивших имя «саксов». Опытные земледельцы и ремесленники, эти колонисты создали на отведенных им землях ряд городов и много деревень. Свои деревни они строили так же, как и их предки на среднем Рейне и во Фландрии, и размещали кирпичные или деревянные жилые дома вокруг площади или у подножия холма, увенчанного церковью. Города, создававшиеся ремесленниками, первоначально мало отличались от деревень, и лишь с начала XIV в. они стали расширяться и укрепляться.
Сигишоара
Сигишоара
1 — план города 1750 г.; 2 — башня Портных
Крепость Дева, около 1250 г.
Крепость Дева, около 1250 г.
    XIV в. и первая половина XV в. были для Трансильвании временем развития городов на старой основе. Созданные на средства и трудами «саксов», трансильванские города представляли собой развившуюся вокруг их первоначального ядра более или менее регулярную сеть улиц. Центром города была рыночная площадь, и над окружавшими его постройками господствовало здание церкви.
    Город обстраивался каменными или кирпичными стенами с многочисленными башнями. Город Сигишоара развивался возле холма, увенчанного замком XIII в., частью изменяясь и расширяясь в течение XV—XVI вв., причем древние городские стены и башни перестраивались заботами представителей различных цехов — кузнецов, портных, плотников и др.
    Помимо саксов венгерское правительство поселило в Южной Трансильвании для защиты границ Венгерского королевства рыцарей Тевтонского ордена. Эти рыцари воздвигли несколько построек, замечательных как в оборонном, так и в архитектурном отношении. Замки тевтонских рыцарей и продолжавших их дело с XIII в. венгерских феодалов следовали типу горной крепости, приспособленной к форме участка.
    Одни из них имели только оборонительный характер, как замок Фельдиоара, расположенный на вершине холма на окраине одноименного города. Другие, обладавшие большей высотой, объединяли в себе укрепленный замок, жилище феодала и зал для свиты. Таковы замок Бран и крепость Дева, построенная около 1250 г. и служившая впоследствии резиденцией трансильванских воевод. Наиболее внушительный замок — в Хунедоара — был перестроен в середине и конце XV в. Яношем Хуниади и его сыном королем Венгрии Матиасом Корвином.
Замок Бран
Замок Бран
Герина-Бистрица. Евангелическая церковь (1); Чиснэдиоара. Церковь (2)
Герина-Бистрица. Евангелическая церковь (1); Чиснэдиоара. Церковь (2)
    В области культовой архитектуры в рассматриваемую эпоху следует отметить романские церкви, строившиеся объединениями колонистов-саксов из одного камня или из камня с кирпичом, в формах, характерных для местных школ германских земель, Австрии или Венгрии. Основным типом была трехнефная базилика с нефами, которые разделялись аркадами, опиравшимися на отрезки стен или на столбы; западный фасад со входом дополнялся одной или двумя башнями. Примерами могут служить евангелическая церковь в Герине, Клужской области или построенная из необработанного камня церковь в Чиснэдиоара с красивым порталом на западном фасаде.
    Наиболее значительная романская постройка в Трансильвании — собор св. Михаила в городе Альба-Юлия. Начатый постройкой вскоре после татарского нашествия 1241 г., когда была сооружена его центральная часть, собор был закончен к концу XIII в. под руководством французского мастера Жана из Сан Дьё в Вогезах.
    Задуманный и осуществленный в формах поздней романской архитектуры, собор в Альба-Юлия впитал в себя во время постройки много готических элементов.
    О ранних православных церквах трансильванских румын, сохранивших религию своих предков, было сказано раньше.
Альба-Юлия. Собор, XIII в.
Альба-Юлия. Собор, XIII в.
Сибиу. Евангелическая церковь, 1350 г. — начало XVI в.
Сибиу. Евангелическая церковь, 1350 г. — начало XVI в.
    В течение XIV и XV вв. во всех значительных городах Трансильвании — Сибиу, Себеше, Клуже, Брашове, Сигишоаре, Медиаше, Бистрице — с большим трудом и значительными материальными затратами строились крупные приходские церкви. Построенные при сотрудничестве местных и иностранных мастеров, трансильванские церкви рассматриваемой эпохи относятся к готической архитектуре, но сохраняют при этом толстые стены, свойственные романским постройкам, и не имеют ни резко выраженного вертикализма, ни внешних контрфорсов с аркбутанами. Характерный пример местной интерпретации типа трехнефной базилики с трансептом представляет собой приходская евангелическая церковь в Сибиу, постройка которой продолжалась с 1350 г. до начала XVI в.
    Трансильванская готическая школа отдавала предпочтение типу зальной церкви. Такова построенная между 1370 и 1400 гг. церковь города Себеш, сохранившая от старой романской постройки средний неф и башню и обладающая удачными внутренними пропорциями, красивыми формами и декоративным убранством.
    Таковы же церковь св. Михаила в Клуже, начатая постройкой около 1350 г. и законченная уже во второй половине XV в., церковь «на холме» в Сигишоаре (XIV—XV вв.) и самая большая из всех — «Черная церковь» в Брашове, с очень развитым трехнефным алтарем, двумя массивными башнями на западном фасаде, из которых была закончена только одна, и тремя равными по высоте нефами, построенная между 1385 и 1477 гг.
Брашов. «Черная церковь», 1385—1477 гг.
Брашов. «Черная церковь», 1385—1477 гг.
Брашов. «Черная церковь», 1385—1477 гг.
Брашов. «Черная церковь», 1385—1477 гг.
    Если католические церкви этого времени были многочисленны и значительны по архитектуре, то православные румынские церкви строились, как и раньше, из дерева и лишь при благоприятной политической обстановке из камня. Примеры последних — церкви в селах Крисчиор (около 1400 г.) и Рибица (1417 г.), построенные местными румынскими боярами и сохраняющие композицию и формы построек предшествующего времени.
    В других — формы и элементы, характерные для Валахии или Молдавии, сочетаются с трансильванскими, что можно видеть в церкви св. Николая-Скей в г. Брашове (около 1475 г.), в церкви в Феляке Клужской области, построенной в конце XV в. Стефаном Великим, и в церкви села Вад Клужской области, начала XVI в.
    Архитектура Трансильвании развивалась в сложных условиях, которые наложили своеобразный отпечаток на ее сооружения, несущие на себе следы многих перекрещивающихся влияний.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому