Церкви монастырей, капелла св. Якова, крест Покоя
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Венгрии
Укрепление и обогащение церкви и дворянства привели к тому, что конец XII — первая половина XIII в. стали периодом наибольшего расцвета средневековой венгерской культовой архитектуры.
От тяжеловесных ранних памятников эти сооружения отличаются изысканными пропорциями, гармоничностью построения и тонкой резьбой. В конструктивном отношении их выделяют наличие сводов как в боковых, так и в средних нефах.
Калоча. Собор, конец XII в. (1); Як. Церковь бенедиктинского монастыря, около 1220—1256 гг. (2)
Белапатфальва. Церковь цистерцианского монастыря, начата в 1232 г. (1); Оча. Церковь премонстрантского монастыря, 1-я половина XIII в. (2)
Особое развитие в первой половине XIII в. получает монастырское строительство. Магнаты основывают фамильные монастыри и сооружают в них огромные храмы. Храмы бенедиктинцев отличаются как типичной только для Венгрии структурой плана, так и выразительностью декоративных деталей.
Базиликальные трехнефные храмы в Лебени (до 1212 г.) и Яке (около 1220—1256 гг.) отличаются от храмов других стран тем, что боковые нефы переходят непосредственно в подбашенные части, расширяя внутреннее пространство, а на фасаде башни начинаются от основания храма, сообщая ему единство и стройность.
Церковь в Яке — одно из самых прекрасных зданий средневековой Венгрии. Спокойные и гармоничные формы, величавые, увенчанные каменными шатрами башни, богатая пластика апсид отличают эту церковь. Ее портал является скорее скульптурным, чем архитектурным произведением.
Строительство премонстрантов было близко к бенедиктинскому (храм в Жамбеке, первая половина XIII в.). Храм в Оче (первая половина XIII в.), в котором имеется трансепт, обычно отсутствующий в венгерских храмах, стоит ближе других к французским прототипам. Возможно, что здесь работали мастера из Эстергома. Цистерцианцы строили храмы без башен, с более простым архитектурным убранством. Таков, например, начатый в 1232 г. храм в Белапатфальве.
Белапатфальва. Церковь цистерцианского монастыря, начата в 1232 г.
Эгреги. Церковь, 1-я половина XIII в. (1); Папоц. Кладбищенская капелла, XIII в. (2); Надьбёржёнь. Церковь св. Стефана, 1-я половина XIII в. (3); Шопрон. Францисканский монастырь, церковь, около 1280 г. — середина XIV в. (4)
Эгреги. Церковь 1-я половина XIII в.
Непосредственно после принятия христианства появляются в Венгрии и сельские церкви. По указу Стефана I, каждые 10 деревень должны были выстроить церковь (ни одна и них не сохранилась). В XII в. вырабатывается тип двухчастного (неф и алтарь) или трехчастного (башня, неф и алтарь) церковного здания. Типичны церкви первой половины XIII в. в Эгреги и св. Стефана в Надьбёржёне. В этих церквах, построенных местными каменщиками, в большей степени чувствуется национальное своеобразие архитектуры. Одновременно строились и небольшие центрические храмы вроде кладбищенской капеллы в Папоце (XIII в.), четырехлепестковой в плане, с порталом из красного мрамора на одном из выступов и с алтарями в трех других. Встречаются и более простые церкви, круглые в плане, с примыкающей апсидой.
Эпоха готики представлена в Венгрии небольшим количеством памятников. Значительные памятники уцелели лишь в западной части страны, не подвергшейся турецкому разорению.
Готическая система погашения распора сводов аркбутанами не привилась в Венгрии. Новая эпоха наряду с изменением декора знаменуется увеличением проемов, уменьшением толщины стен. Одновременно с базиликальным построением применяется и зальное. В интерьере по высоте большие церкви имеют двучастное деление.
В Шопрон после окончания собора Богородицы в Буде прибывают некоторые из членов созданной там королевской мастерской. Они сооружают около 1280 г. алтарь, а в первой половине XIV в. основное трехнефное зальное здание францисканской церкви и заканчивают приходскую церковь св. Михаила — трехнефную базилику с псевдотрансептом. В середине XIV в. обе церкви получают колокольни, близкие к колокольне собора св. Стефана в Вене, как и многие церкви в окрестностях Шопрона.
Шопрон. Францисканский монастырь, зал капитула, середина XIV в.
Сечень. Церковь францисканского монастыря. Ризница, XIV в.
К францисканской церкви в Шопроне примыкает с юга перекрытый крестовыми сводами зал капитула (середина XIV в.). Его двухнефное зальное построение близко к структуре двухнефных церквей Словакии. Впрочем, двухнефные церкви строились и в самой Венгрии (например, церковь в Йоббадьи, Северная Венгрия). В другом монастырском зале — ризнице при францисканском храме в Сечени (XIV в.) — своды опираются на единственную тонкую колонну.
Готические сельские церкви уцелели в Венгрии в большем количестве. Это — двухчастные или трехчастные сооружения, в которых сводом перекрыт чаще всего алтарь, как правило, многоугольный в плане. В церкви в Ноградшапе, XV в. неф и алтарь перекрыты крестовыми сводами, пяты которых расположены очень низко. Снаружи церковь очень привлекательна благодаря изящной колоколенке, венчающей щипец. В связи с угрозой турецкого нападения церковь была окружена оборонительной стеной. Подобные стены превращали в узел обороны и ранее построенные церкви и монастыри (Надьбёржёнь). В пограничных областях (Трансильвания) строились церкви-крепости. Более редки трехнефные сельские церкви, какова, например, церковь села Матраверебей (Северная Венгрия) — приземистое сооружение, построенное около 1400 г. Центрические здания сооружались в этот период реже. Такова капелла св. Якова (середина XIII в.) вблизи церкви св. Михаила в Шопроне.
Ноградшап. Церковь, XV в. (1); Шопрон. Кладбищенская капелла св. Якова, середина XIII в. (2)
Шопрон. Крест Покоя, XIII в.
Самые небольшие культовые памятники — придорожные поклонные кресты. Примеры — крест Покоя (XIII в.) и крест Булочника (1484 г.) около Шопрона. Это — небольшие сооружения со статуей святого, водруженные на высокие основания.
Средневековая архитектура Венгрии на ранних этапах развития замечательна в первую очередь тем, что ее создал народ, лишь за столетие до этого перешедший к оседлости. На основе опыта коренного населения завоеванных земель и их соседей возводятся сооружения, выдвигающие Венгрию в один ряд с другими европейскими странами. Архитектура достигает расцвета в конце XII — первой половине XIII в. Появляются национальные типы монументальных культовых сооружений. Строятся королевские и феодальные резиденции.
Постоянная угроза нападения вызывает повсеместное строительство замков. Частые военные столкновения накладывают свой отпечаток на вновь образовавшиеся города. Их местоположение и основные центры общественной жизни подчиняются требованиям обороны.
Матраверебей. Церковь, около 1400 г.