Готическая архитектура 6. Готические окна, порталы, базы, детали колонн
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы
Готические окна
1 — четырехчастное окно (собор в Амьене); 2 — построение трехлопастного оконного мотива; 3 — построение усложненного четырехлопастного оконного мотива; 4 — построение пятилопастного оконного мотива
1 — четырехчастное окно (собор в Амьене); 2 — построение трехлопастного оконного мотива; 3 — построение усложненного четырехлопастного оконного мотива; 4 — построение пятилопастного оконного мотива
Готические окна
1 — построение позднеготического окна «пламенеющей» формы; 2 — позднеготические окна с мотивом рыбьего пузыря
1 — построение позднеготического окна «пламенеющей» формы; 2 — позднеготические окна с мотивом рыбьего пузыря
Готические окна
окно-роза собора в Лане
окно-роза собора в Лане
Готические окна
окно-роза собора в Амьене
окно-роза собора в Амьене
Готические окна
окно-роза церкви Сент-Шапель в Париже
окно-роза церкви Сент-Шапель в Париже
Готические окна
окно-роза Шартрского собора
окно-роза Шартрского собора
Готические окна
витраж собора в Бурже: верхнее окно апсиды (апостолы Петр, Павел, Иоанн)
витраж собора в Бурже: верхнее окно апсиды (апостолы Петр, Павел, Иоанн)
Окна были двух типов: прямоугольные с арочным завершением и круглые. Первые в большинстве случаев имеют 2, 3, 4 и больше членений, но всегда включены в общую раму. В период поздней готики распространился мотив так называемой «пламенеющей» формы переплетов, или «рыбьего пузыря». Комбинации простейших композиционных приемов дают самые разнообразные формы, бесконечными вариациями которых столь богата готика XV в. Окна-розы и окна-колеса применялись уже в романской архитектуре, но широкое распространение они получили в эпоху готики. Это — огромные круглые окна, расчлененные профилированными каменными брусьями. В окне-колесе членение состоит из радиально расставленных прямых брусьев. В окне-розе переплеты получают криволинейную форму.
Готические окна заполнялись витражами — разноцветным стеклом, составляющим узорный или фигурный рисунок, иногда со сложным сюжетом. В этих витражах средневековые мастера достигли высокого мастерства рисунка и композиции. Если в конце XI в. строители знали лишь 9 тонов, то в XII в. французские мастера использовали в витражах 21 тон, составляющийся из 7 основных цветов. Из сохранившихся до второй мировой войны готических витражей мировой славой пользовались окна Шартрского и Реймского соборов, собора в Бурже, трансепта Амьенского собора (XII—XIV вв.). Освещение через разноцветные витражи придает глубокую поэтичность интерьеру готических соборов и оставляет незабываемое впечатление.
Западный фасад собора обычно имел три портала, из которых средний был выше и шире остальных. Проемы находились между контрфорсами огромной толщины, в силу чего глубина порталов достигает 3 (Париж), 4 (Реймс), 5 (Кёльн) и 5,5 м (Амьен). От этого правила отступают церкви меньших размеров, а также некоторые соборы Нормандии, Бельгии и Англии. Глубиной проемов обусловливается перспективная форма имеющего арочное завершение портала. Тип этот широко применялся уже в романской архитектуре, но готика довела его пластическую выразительность до высокой степени совершенства. Сокращающиеся в глубину и поставленные уступами арки (в среднем 4—6) опираются поочередно на выступающие части стены и на колонны или полуколонны, стоящие на высоком цоколе.
Порталы собора в Амьене
С XIII в. порталы завершаются декоративными фронтонами, формы которых постепенно облегчаются. Скаты фронтонов украшены краббами и заканчиваются крестоцветом. Такие монументальные, богато украшенные скульптурой порталы распространены на территории Северной Франции. Но кроме этого типа встречаются порталы двухъярусные (собор в Бургосе), порталы в виде вынесенного вперед портика на тонких колонках (южный трансепт собора в Шартре) и др.
По сравнению с богато декорированными интерьерами английских и особенно испанских соборов с их чрезмерной дробностью форм, интерьеры французских соборов ранней и развитой готики просты и лаконичны. Свободно устремляющиеся вверх профилированные опоры, смело очерченные нервюрные своды, аркады трифориев, ажурная поверхность заполненных разноцветным стеклом окон создают законченное художественное целое.
Готические базы
Детали колонн
растительный мотив XIII в.
растительный мотив XIII в.
Детали колонн
растительный мотив XIII в. (собор Парижской богоматери, капелла апсиды)
растительный мотив XIII в. (собор Парижской богоматери, капелла апсиды)
Детали колонн
капитель с растительным мотивом начала XIV в. (Каркассон, собор)
капитель с растительным мотивом начала XIV в. (Каркассон, собор)
Детали колонн
деталь базы с листком
деталь базы с листком
В архитектурной взаимосвязи опор и нервюр большое значение имела профилировка, облегчавшая вес камня в наиболее ответственных частях здания. Цокольная плита под базой опоры в простейших случаях представляет собой простой квадратный камень (особенно в XII в.). Позднее ей придают форму, в обобщенном виде повторяющую очертание базы. Довольно рано базе стали придавать сложную форму, соответствующую поперечному сечению самого столба: развитие базы следует за развитием самой опоры и идет от простой формы к усложненной, а потом снова к упрощенной, когда в поздней готике вновь появляются гладкие столбы.
Профилировка несущих и несомых частей взаимообусловлена. Пята архивольтов боковой аркады среднего нефа обычно упирается в капитель. Орнаментация капители ограничена почти исключительно растительными мотивами, причем простые стилизованные мотивы ранней готики постепенно усложняются и превращаются в натуралистические. Высота капители довольно значительна, но ее отношение к высоте столба имеет большие колебания: в Лане — 1:4, в соборе Парижской богоматери — 1:4,75, в Уэльсе — 1:6, в брюссельской церкви св. Гудулы — 1:6,5, в Йорке — 1:13, в Бурже — 1:20. Канонов и в этом отношении в готике нет.