Линкольн, собор. Солсбери, собор. Вестминстер, церковь аббатства - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Линкольн, собор. Солсбери, собор. Вестминстер, церковь аббатства

Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Англии

Заказ работы

Введите название работы
Введите предмет работы
Введите тип работы
Введите дату сдачи
Введите email
Введите валидный email
Линкольн. Собор, XIII в.
Линкольн. Собор, XIII в.
    Линкольнский собор, как и собор в Уэльсе, имеет высокую башню над средокрестием и две у западного фасада. Собор был построен на месте старого романского храма, западная часть которого была включена в композицию главного фасада нового здания. Готическая перестройка была начата с хора (1192—1200 гг.) протяженностью в пять травей с трехгранной вначале апсидой; средокрестие, трансепт и неф строились в XIII в. В 1256—1280 гг. хор собора был расширен на пять травей, и эта часть — знаменитый «Ангельский» хор — была разработана в характере зрелой готики.
Линкольн. Собор
Линкольн. Собор. «Ангельский» хор, 1256—1280 гг.; свод среднего нефа, 1225—1253 гг.; план, разрез, детали
    План собора получил прямоугольное завершение без осевой капеллы. Характерно и появление второго, малого трансепта, выраженного более отчетливо, чем в Кентерберийском соборе, как одна из особенностей английского храмостроения того времени. Внутреннее пространство собора создает впечатление легкости и простора. Продольная аркада поддерживается столбами, расставленными широко, что обеспечивает хорошую связь между нефами. Ярус трифориев по трактовке и размерам напоминает галереи. В отличие от Уэльского собора их попарное расположение связано здесь с тектонической основой здания, а верхний ряд трехчастных окон лучше освещает интерьер.
    Зодчие Линкольнского собора проявили много изобретательности в конструировании сводов. Необычна форма свода над хором, с гуртами, расположенными эксцентрически. Средний неф перекрыт сводом с тьерсеронами; здесь было положено начало развитию более сложных сводчатых систем. Нервюры распалубок над окнами не были доведены до замкового камня свода и связаны с ним дополнительными ребрами. Благодаря этому свод получил очертание более плоское, чем обычные крестовые своды. Стену южного трансепта прорезает редкое в английской готике окно-роза.
    Силуэт собора напоминает соборы Уэльса и Кентербери. Основу структуры его трех высоких башен составляют четыре угловых пилона с легким заполнением между ними. В противоположность Уэльскому собору вход в храм подчеркнут высоким арочным проемом, напоминающим гигантские порталы романского собора в Питерборо. Дробные членения ярусов декоративных аркатур фасада усиливают по контрасту с этим порталом масштабную выразительность всего сооружения.
Линкольн. Собор. Южный трансепт
Линкольн. Собор. Южный трансепт
Солсбери. Собор, XIII в.
Солсбери. Собор, XIII в.
    К началу XIII в. окончательно складываются особенности, типичные для английской готики. В храмостроении она лучше всего представлена собором в Солсбери (начат в 1220 г.; в 1225 г. закончен хор, в 1266 г. — в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине XIX вв. собор реставрировался). Собор был построен в южной части города на участке, открытом для обозрения со всех сторон.
    Симметричное, крестообразное в плане здание имеет вполне развитую, намечавшуюся еще в Линкольнском и Кентерберийском соборах двухтрансептную систему. Строго осевой структуре плана отвечают спокойный интерьер и очень ясная объемная композиция. Интерьер выдержан в простых пропорциональных отношениях. Ширина боковых нефов равна половине главного. Отношение небольшой (как и во всех английских соборах) высоты среднего нефа (24,5 м) к его ширине (11,5 м) составляет 2,13:1; в боковых нефах 2:1 (12 и 6 м).
Солсбери. Собор, XIII в.
Солсбери. Собор, XIII в.
    Хотя в интерьере и сохраняется членение на три яруса, но полоса метрически чередующихся трифориев уже теряет свою прежнюю самостоятельность и тесно связана с шагом опор и ритмом проемов. Намечается новая тенденция к объединению трифориев с верхними окнами и превращению их в не более, как декоративный мотив. Вместе с тем возрастает высота первого яруса, равная высоте двух верхних; пропорции столбов и колонн из парбекского мрамора становятся стройнее. Это вместе с увеличением оконных проемов улучшает освещенность интерьера и придает ему впечатление большей легкости.
Солсбери. Собор, XIII в.
Солсбери. Собор, XIII в.
    Своды во всех частях собора, за исключением средокрестия, — крестовые, четырехраспалубковые, характерные и для французских соборов. Как и в Уэльском соборе, опоры нервюр сводов нефа упираются в консоли над пятами арок трифориев и не проходят еще через все ярусы. Здесь имеет место своеобразное взаимопроникновение двух тектонических систем — каркаса и стены.
    В объемной композиции собора отражена четкая организация его внутреннего пространства. Доминирует высокая башня над средокрестием, завершенная стройным шатром. Западный фасад также прост по общей композиции, но богато украшен скульптурой, нишами и геометрическим орнаментом и представляет собой, как и в Уэльском соборе, своего рода экран, не связанный с членениями внутреннего пространства. В этом фасаде видно дальнейшее развитие некоторых особенностей Линкольнского и Уэльского соборов: угловых башенок, фронтона и горизонтальных членений первого; высокого тройного окна и относительно простых порталов — второго. Эти особенности, как и высокая башня над средокрестием, были наиболее характерны для английской готики.
Солсбери. Собор
Солсбери. Собор
Вестминстер. Церковь аббатства
Вестминстер. Церковь аббатства, перестроена в XIII в., мастера Гильом из Санса, Генри Вестминстерский и Джон из Глостера
    Церковь Вестминстерского аббатства в Лондоне имела в истории Англии примерно такое же значение, как Реймский собор во Франции. Но помимо того, что она была со времени Вильгельма Завоевателя (XI в.) местом коронации английских королей, ее хор и боковые нефы почти целиком заняты гробницами членов королевской семьи и выдающихся людей Англии. Величественное здание собора (156X22 м) строилось постепенно и в своих отдельных частях отражает разные этапы развития английской готики. Перестройка храма началась с хора (1245—1269 гг.; арх. Гильом из Санса). Одновременно с хором строилась и восточная часть трансепта (английские мастера Генри Вестминстерский и Джон из Глостера). Строительство западной части очень затянулось. Между 1260 и 1269 гг. были выведены лишь четыре травеи нефов, ближайшие к трансепту. В XV в. нефы были достроены по образцу более ранней части, но с деталями, разработанными в духе «перпендикулярной» готики. Западные башни были завершены в XIX в. в стиле неоготики.
Вестминстер. Церковь аббатства
Вестминстер. Церковь аббатства, перестроена в XIII в., мастера Гильом из Санса, Генри Вестминстерский и Джон из Глостера
    В архитектуре храма и особенно в его восточной части имеются черты сходства с готикой Франции, в частности собора в Реймсе. Это сказывается и в общем очертании многогранной апсиды с венцом капелл, и в двухъярусных аркбутанах, и в значительной внутренней высоте здания, превышающей все готические храмы Англии. Изменены и традиционные в английской готике пропорции: высота среднего нефа оказалась втрое больше его ширины (вместо обычного отношения 1:2), а в боковых нефах это отношение возрастает до 1:5.
    Хор перекрыт простым крестовым сводом на нервюрах, тогда как своды основного пространству имеют более сложный рисунок и представляют собой переход от крестового свода к звездчатому. В интерьере господствуют вертикальные членения, выражающие структуру здания. Возросли размеры окон, а рисунок переплетов стал сложнее и наряднее. Все это говорит о начале нового этапа в развитии архитектуры Англии.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому