Соборы Бовэ, Бурж, Ле-Ман, Суассон. Церковь Сент Шапель
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Бовэ. Собор. Фрагмент хора, XIII—XIV вв.
Бовэ. Собор 1247—1272 гг.
Бовэ. Собор
Стремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении высоты нефов привело к ряду строительных неудач в большом по размерам соборе Бовэ, сооружение которого явилось кульминационным пунктом в развитии смелой конструктивной системы. Строители собора, начатого постройкой в 1247 г., захотели создать собор еще более внушительный по размерам, чем Реймский и Амьенский. Если в соборе Реймса высота центрального свода равняется 37,5 м, в Амьене — 42,5 м, то в Бовэ она доведена до 47,5 м — высоты, оставшейся непревзойденной. Апсида хора прорезана большими окнами во всю высоту и в верхней зоне представляет собой лишь тонкий, хрупкий скелет. Интерьер собора имеет трехъярусное членение по высоте: аркада, трифории и окна, образующие гигантскую ажурную решетку в верхней зоне собора.
Бовэ. Собор
Бовэ. Собор 1247—1272 гг.
В 1284 г. рухнули своды хора, законченного постройкой в 1272 г. Для того чтобы обеспечить устойчивость сводов на такой высоте при полном уничтожении стены, пришлось построить контрфорсы в два ряда с двухъярусными аркбутанами и участить опоры хора: они расставлены на расстоянии 2,25 м друг от друга, при высоте арок в 20 м. При этом простые крестовые своды были заменены шестичастными. Эта работа была закончена в 1324 г. Дальнейшую историю собора занимают перестройки и новые неудачи, затянувшиеся до XVI в. включительно. Построенная над средокрестием башня высотой в 153 м (арх. Жан Ваас) в 1573 г. раздавила опоры. Разрушенные части были восстановлены, но собор все же остался незаконченным. В существующем виде он состоит из хора, наиболее величественного из когда-либо сооруженных, и трансепта, где расположены оба входа с порталами, из которых южный больше по размерам и богаче украшен. С западной стороны хор заканчивается простой стеной.
Бурж. Собор
В XIII в. во Франции было создано чрезвычайно много готических сооружений, строительство которых особенно широко развернулось в северных и северо-западных провинциях. К их числу относится собор в Бурже — после Амьена, Реймса и Шартра самый большой из французских соборов. Сооружение собора, перестроенного из сгоревшего романского здания, было начато в 1200 г., его западный фасад был закончен около 1280 г. Дальнейшие достройки продолжались в течение XIV—XV вв.
Бурж. Собор, 1200—1250 гг. (достройки в XIV—XV вв.)
Бурж. Собор
Готические конструкции
1 — конструктивная система опоры (ранняя готика, собор в Лане); 2 — планы опор (а — Мец, б — Шартр, в — Сомюр, г — Сен Дени, д — Страсбург, е — Уэльс); 3 — конструктивная система каркаса (собор в Нуайоне)
1 — конструктивная система опоры (ранняя готика, собор в Лане); 2 — планы опор (а — Мец, б — Шартр, в — Сомюр, г — Сен Дени, д — Страсбург, е — Уэльс); 3 — конструктивная система каркаса (собор в Нуайоне)
Пятинефный собор в Бурже напоминает по типу собор в Париже, но, в отличие от последнего, не имеет трансепта. Двойные боковые нефы, из которых внутренние гораздо выше внешних, непосредственно переходят в обход хора. В соборе нет галерей (над аркадой проходит узкая полоса трифориев), и эти высокие нефы конструктивно выполняют ту же функцию, что и нефы XII в. с галереями над ними. Мощные пилоны поддерживают своды, которые в среднем нефе имеют шесть распалубок и примыкают к типу XII в.
Ле-Ман. Собор, хор — 1217—1254 гг., остальная часть собора — XIV—XV вв.
Но в других отношениях собор отходит от раннеготического типа: помимо значительной высоты (в среднем нефе доведенной до 37 м, при ширине нефа в 15 м), новшеством являются также отход от цилиндрических столбов и расположение пяты арки продольной аркады на очень большой высоте, предвосхищающее прием композиционной связи среднего и боковых пространств в Амьене (17 м в Бурже, 18 м в Амьене).
Однако при всех этих тенденциях облегчения пропорций формы здания сохранили массивный характер. Тяжелы по своим массам и пятипортальный западный фасад, в котором господствуют массивные башни, законченные в XV и XVI вв., и сильно выступающие, лишенные декоративной обработки контрфорсы.
Собор в Ле Мане в отношении системы интерьера построен по тому же принципу, что и собор в Бурже. Его хор относится к первой половине XIII в. (1217—1254 гг.). Повышение пяты продольных арок привело здесь к уничтожению не только галерей, но и трифориев. Значительно увеличены верхние окна, что придает пространству большую открытость. Трансепт и нефы собора достраивались в XIV и XV вв. Небольшая часть трансепта (узкий фасад с высоким фронтоном между мощными контрфорсами), западный фасад и главный неф сохранились от первоначальной романской постройки XI—XII вв.
Ле-Ман. Собор, хор — 1217—1254 гг., остальная часть собора — XIV—XV вв.
Суассон. Собор, XII—XV вв.
По системе нефов нечто среднее между типами Ланского и Буржского соборов представляет собой собор в Суассоне. Это — трехнефная базилика, обладающая рядом своеобразных черт, которые объясняются тем, что собор строился очень долго, с XII по XV в. Апсида вытянутого хора завершена неглубокими капеллами.
Трансепт отодвинут к середине, но построен не симметрично: начатая еще в XII в. северная его ветвь развита в три нефа с обычными поперечными травеями, построенная же в XIII в. (начата в 1177 г.) южная ветвь значительно меньше по площади и имеет полукруглое завершение с узким обходом вокруг среднего пространства.
Аркаду среднего нефа, имеющего трехъярусное членение, поддерживают простые цилиндрические столбы, как в Лане, но более вытянутых пропорций. Над трифориями — высокие парные окна со знаменитыми витражами. Иначе построена южная ветвь трансепта: его нижнюю зону составляет двухъярусная аркада, в которой между обычными столбами расставлены тонкие столбики. Выше идет ярус трифориев, которые здесь состоят из шестипролетной аркады. Над трифориями сравнительно небольшие, романские по характеру окна.
Суассон. Собор, XII—XV вв.
Париж. Церковь Сент Шапель, 1243—1248 гг.
Особое место среди памятников XIII в. занимает церковь Сент Шапель на острове Ситэ, расположенная среди строений Дворца Правосудия, первой королевской резиденции в Париже. Это небольшое (31X10,7 м) здание построено в 1243—1248 гг. в качестве дворцовой капеллы и для хранения особо почитаемых реликвий. Как большинство дворцовых и епископских капелл, она выстроена в два этажа, из которых нижний предназначался для обслуживавшего двор персонала, а верхний, сообщавшийся с дворцовыми помещениями, — для короля и его семьи.
Небольшая высота нижней капеллы (6,6 м) не позволила оставить пространство зала единым: для сводчатого перекрытия с достаточной стрелой подъема арок понадобился ряд внутренних опор, из-за чего пролет центрального нефа был сужен и вокруг него образовалась узкая галерея со сводами одинаковой с нефом высоты (для освещения). Под сводами галереи были возведены особые, имеющие вид аркбутанов, устройства, перекинутые через галерею и передающие распор главного свода на наружные контрфорсы.
Париж. Церковь Сент Шапель
Этот прием сделал нижний этаж хорошо связанным и прочным основанием для верхней капеллы, представляющей собой высокий (20,5 м) однонефный зал, перекрытый нервюрным сводом стрельчатого очертания. Четыре травеи, из которых состоит зал, образуют свободное, со всех сторон освещенное пространство. Промежутки между опорами целиком заполнены высокими (около 15,3X4,65 м) парными окнами с шестилепестковой розой наверху. Только в нижней части верхней капеллы сохранена полоса стены, но и она значительно облегчена декоративным арочным мотивом. Опоры сводов состоят из высоких служебных колонн (две тонкие по бокам основной), к которым непосредственно примыкают колонки окон.
Окно-роза церкви Сент-Шапель в Париже
Полихромия играет важнейшую роль в декоративном убранстве интерьера, где сочетаются скульптура и живопись, приглушенный блеск мозаик и прозрачный рисунок великолепных витражей. Внешний вид капеллы прост. Оконные проемы чередуются с уступчатыми контрфорсами, украшенными фиалами. Над серединой двускатной крыши возвышается небольшая башенка-колокольня с высоким шпилем (реставрирована в XIX в. по старым изображениям). Верхний этаж западного фасада целиком занимает огромная красивая роза, построенная уже в стиле поздней готики в XV в. В этом небольшом памятнике, однозальная система которого дала возможность облегчить конструктивный остов, изящество готики доведено до высшего предела.