Париж, башня Сен Жак. Руан, церкви Сент Уан, Сен Маклу. Мон-Сен-Мишель, аббатство
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
XIV в. — мрачная пора в истории Франции. Столетняя война, военные поражения, крестьянские восстания, междоусобицы, чума и другие события тяжело отразились на всей жизни страны. С трудом собранное государство вновь начало распадаться. Большие территории его захватила Англия, и только в начале XV в. началось их освобождение, связанное на севере с именем народной героини Жанны д’Арк. В это время заканчивались начатые раньше постройки или перестраивались и достраивались уже выстроенные здания (башни Реймского, боковые капеллы Амьенского соборов, работы в Бовэ и т.д.). В XIV в. был закреплен «лучистый» стиль французской готики, но ничего нового создано не было. Период поздней готики начался во Франции к концу XIV в. и продолжался весь XV в. Основные особенности архитектуры этого периода сводятся к следующим.
Каркасная система, ставшая основой строительства крупных храмов в предыдущем периоде, начинает трактоваться с точки зрения уже не ее тектонических, а главным образом декоративных возможностей. Зодчие в своем стремлении максимально облегчить объемы и массы стали их зрительно растворять в декоративных формах или маскировать декоративными элементами.
Как следствие этого, умножается количество декоративных деталей и членений, которые теряют тектонический смысл. В частности, характерны увеличение числа членений окон и усложнение рисунка их переплетов, приобретающих криволинейные, вытянутые, «пламенеющие» формы или формы «рыбьего пузыря», увеличение количества фиалов, вимпергов, превращение капителей в декоративные пояса с натуралистическим растительным орнаментом.
Начинают применяться арки различного очертания; стрельчатая арка перестает быть непременным атрибутом готики. Во Франции основным сводом остается крестовый, но и здесь начинают применять звездчатые, сетчатые своды.
Одновременно с этим нарастает и другая — противоположная — тенденция: стремление к упрощению форм и отдельных элементов. Столб нередко без капители переходит в архивольт и в нервюры; гладкий ствол как бы постепенно разветвляется (Сент Этьен в Бовэ, церкви в Конше, Мерсо и др.) или нервюры упираются в небольшие кронштейны (Льеж). Вертикализм и линеарный характер композиции становятся господствующими.
Некоторые из этих черт, взятые отдельно, можно было наблюдать и в более ранних постройках XIV в., но характерными для готических сооружений они стали лишь с конца XIV в.
К позднеготическим памятникам Парижа относится башня Сен Жак. Расположенная на углу улицы Риволи и Севастопольского бульвара, эта башня — единственная сохранившаяся часть монастырской церкви Сен Жак, построенной в 1508—1522 гг. До возведения Эйфелевой башни она служила видовой вышкой. Над простым цоколем высится ее трехъярусный массив 53-метровой высоты, укрепленный по углам уступчатыми контрфорсами, верхняя часть которых украшена фиалами позднеготического типа на чрезмерно тонких колоннах.
Париж. Башня Сен Жак, 1508—1522 гг.
Наиболее интересными и характерными памятниками поздней готики во Франции можно считать две церкви Руана — Сент Уан и Сен Маклу. В Нормандии, и в первую очередь в ее столице Руане, от XV в. осталось много памятников. Кроме церквей Сен Маклу и Сент Уан в Руане были построены церкви Сен Жерве, Сен Бенсан, а также знаменитая южная башня собора, названная «Масляной башней». К XV в. относятся и пользующиеся широкой известностью обильно украшенные скульптурой порталы боковых фасадов собора: северный, так называемый портал Букинистов, и портал Календ.
Руан. Церковь Сент Уан, 1318 г. — начало XVI в.
Церковь Сент Уан была заложена еще в 1318 г., но в XIV в. успели выстроить только хор. Строительство было продолжено во второй половине XV и начале XVI в. (порталы достроены лишь в XIX в.). Здание по своим размерам не уступает большим соборам и отличается вытянутостью плана, характерной для английской готики. Интерьер нефа имеет трехъярусное членение. Опоры, лишенные капителей, проходят снизу доверху без членений. Сквозной ярус трифориев, более высокий, чем обычно, с дробными вертикальными членениями, занимает по высоте почти, половину верхней зоны. Характерны для поздней готики «пламенеющие» мотивы оконных переплетов, так же как и очертание арок и ребер сводов, очерченных из двух центров.
Средокрестие увенчано мощной, но декоративно размельченной башней. В XIX в. были построены западные башни, которые примыкают к срезанным углам фасада своими ребрами, благодаря чему портал оказался отодвинутым в глубину на 9 м.
Церковь Сен Маклу, построенная архитектором Пьером Робеном в 1434—1470 гг. (окончание строительства затянулось до 1580-х годов), представляет собой небольшое, изящное и богато декорированное трехнефное здание (17X43 м без капелл). Его центр подчеркнут не только выделением средокрестия сводом с лучисто расположенными нервюрами, но и тем, что апсида имеет лишь четыре пятиугольных в плане капеллы: отсутствие центральной капеллы лишает пространство глубинной направленности по оси.
Руан. Церковь Сен Маклу, 1434—1470 гг.
Необычен западный фасад церкви, который заканчивается пятигранным в плане портиком с аркадой. Легки и ажурны вимперги над аркадой, галереи и даже аркбутаны. Все элементы здания отличаются сильно вытянутыми пропорциями. Единственная центральная башня над средокрестием завершена высоким, прорезанным проемами шпилем. Церковь Сен Маклу была сильно повреждена бомбой в 1944 г.
Руан
1 — церковь Нотр-Дам-де-л’Эпин, начата в 1419 г.; 2 — церковь Сен Маклу
1 — церковь Нотр-Дам-де-л’Эпин, начата в 1419 г.; 2 — церковь Сен Маклу
Помимо Нормандии, в других областях Северной Франции сохранилось большое количество памятников XV в., типичных для «пламенеющей» готики. Таковы монастырская церковь Нотр-Дам-де-л’Эпин близ Руана, перестроенный в XV в. хор монастырской церкви Мон-Сен-Мишель, церковь в Конше, без трифориев, с гладкими опорами, церковь в Кодбеке с ее парадным ярусом трифориев, гладкими цилиндрическими столбами и т.д.
Мон-Сен-Мишель. Клуатр
Мон-Сен-Мишель. Аббатская церковь, XV в.
Как пример декоративной перегруженности можно привести небольшую церковь в Рю, где контрфорсы буквально растворяются в скульптурной декорации, а нервюры сводов образуют свободный орнаментальный рисунок, акцентированный сильно свисающими замковыми камнями.
Мон-Сен-Мишель. Аббатство, XI—XV вв.
Мон-Сен-Мишель. Аббатство, XI—XV вв.
От тектонической ясности памятников классической поры готики здесь уже ничего не осталось; декоративная обработка конструктивных частей и чрезмерное обилие орнаментальных мотивов свидетельствуют об упадке готического строительного искусства. Но основную характеристику готики дают не эти поздние памятники, а прекрасные, по-своему гармоничные и безусловно тектоничные памятники конца XII в. и всего XIII в. во Франции.