Строительство новых городов. Площади, портики, городские стены, мосты
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
В некоторых городах роль определяющего элемента переходит к площади, когда к ее очертанию, а также к форме и расположению окружающих ее кварталов «привязана» разбивка общей планировочной сетки.
Например, четыре стороны площади обрамляются продолговатыми участками (принадлежащими каждый одному владению), за которыми расположены участки торцом к площади, по два на каждый продолговатый участок. Такое оформление площади впервые появляется в бастиде д’Арманьяк (конец XIII в.) и в дальнейшем получает большое распространение.
Площади в новых городах
1 — бастида д’Арманьяк; 2 — Дамазан
1 — бастида д’Арманьяк; 2 — Дамазан
Городская общественная площадь сформировалась постепенно: два основных центра городской жизни — собор и рынок — долгое время не имели специально выделенного свободного пространства. Рыночная площадь в своей эволюции проходит несколько этапов, перемещаясь со своего традиционного места (на стыке старого и нового поселения в городах галло-римского происхождения, у входа в аббатство или замок, там, где селения возникали вокруг них) внутрь города, в его центральную часть. Эта площадь во Франции обычно размещалась отдельно от церковной и лишь иногда соединялась с ней проходами, чаще всего расположенными по углам.
На рыночной площади находились торговые ряды или гостиный двор, а таже дозорная или набатная башня с часами, городские весы и колодец или фонтан. Здания гостиного двора (появившегося в XIII в., но получившего распространение позднее) обычно имели два этажа; нижний занимали лавки наиболее влиятельных гильдий (суконщиков, оружейников, меховщиков, менял), а в верхнем хранились самые ценные товары и размещались муниципальные учреждения.
Портики в средневековых городах
Монпазье, рыночная площадь
Монпазье, рыночная площадь
Там, где не было гостиных рядов, должностные лица города собирались в дозорной башне, где хранились важнейшие документы и в одном из этажей помещалась тюрьма. На рыночной площади строились первые ратуши, она служила и судебным центром, на ней же происходили состязания певцов и представления бродячих артистов.
Портики в средневековых городах
1 — Мирпуа; 2 — Сен Макэр, рыночная площадь
1 — Мирпуа; 2 — Сен Макэр, рыночная площадь
Бурж. Собор
Торговая площадь нередко была обнесена со всех сторон галереями (портиками). Самые старые из сохранившихся галерей представляют собой деревянные портики с архитравным перекрытием: массивные столбы, иногда с раскосами, и перекинутые на них балки. Такие портики поддерживали нависавшие вторые этажи домов, составляя с ними, по существу, одно целое. В новых городах галереи часто перекрыты каменными сводами и открываются на площадь аркадами.
Значение собора для общественной жизни города далеко не исчерпывалось его функциями культового здания. Вмещавший все городское население, он укрывал горожанина и его имущество в дни войны, служил местом шумных собраний и представлений. Однако соборные площади средневекового города невелики. По своему местоположению собор не был обособленным от остальной застройки: с трех сторон его нередко окружало кладбище, к нему лепились дома и лавки горожан. Рынок на соборной площади появился не ранее конца XIII в. По своим очертаниям в плане соборные площади являют бесконечное разнообразие.
Площадь средневекового города носила замкнутый характер; узкие улицы связывали ее с соседними, более крупными. Чаще всего эти улочки вливались в площадь по ее углам, реже — по сторонам. Фонтан или городской колодец, как правило, размещался у края площади, оставляя ее середину свободной.
Париж. Площадь перед собором в средние века и в XIX в.
Характерной чертой архитектурного облика средневекового города была ограниченная перспектива, многообразие аспектов, возникавших в результате частых изломов улиц или плавных их изгибов. Такие изломы и изгибы были вызваны иногда желанием облегчить движение, иногда — стремлением избежать пересечения улиц под острым углом, иногда — учетом направления господствующих ветров. Уступы в плане в форме «штыка», возможно, вызывались стратегическими соображениями; чаще всего они встречаются поблизости от городской стены. Ограниченная перспектива свойственна и новым городам, где улицы редко бывают абсолютно прямыми и во многих случаях образуют ломаную линию, состоящую из серии коротких отрезков. Частые аркады перекрывают улицы, и идущий по улице всегда имеет близкий видимый ориентир, будь то церковь, арка или городские ворота.
Кресты и ниши со статуями святых, огонь, поддерживаемый на перекрестках улиц, иногда отдельно стоящее большое дерево дополняли городской пейзаж, красота которого возникала естественно, в результате ответа на многообразные требования своего времени, начиная со стратегических и кончая эстетическими.
Характерной особенностью средневекового города были крепостные стены. Во Франции, помимо непосредственного использования остатков античных укреплений (как, например, в Каркассоне, Булони-на Марне), долго придерживались традиций, выработанных еще в Риме и Константинополе. Крепостная стена представляла собой неделимый массив, из линии которого через определенные промежутки выступали башни, как выдвинутые вперед точки обороны. Цилиндрические башни стали заменять овальными и даже треугольными (в XIII в. в области Провена), оставлявшими минимум так называемого мертвого (т.е. незащищенного) пространства перед ними.
Каркассон. Городские стены
Каркассон. Городские стены
По внутренней стороне стены иногда шли аркадные ниши, служившие для устройства боевого хода. Выступающая галерея в ряде случаев поддерживалась деревянными консолями.
К XII—XIII вв. относится строительство или перестройка стен Парижа, Провена, Каркассона, Куси, приморского города Эг-Морт и др. Из них хорошо сохранились стены Каркассона, обнимающие город двойным кольцом, и Эг-Морта. Его широко растянутые, прямые стены с зубцами закреплены по углам мощными башнями и имеют ритмически расположенные цилиндрические и четырехгранные башни меньшего размера, частично встроенные в стены (надвратные башни), частично из нее выступающие. Важной частью городских стен были ворота, построенные по схеме замковых укреплений. В ряде случаев в систему городской обороны входили мосты, которые в XIV в. были сильно укреплены, как, например, мост Валантрэ в Кагоре (начало XIV в.).
Эг-Морт, XIII в. Городская стена. Вильнёв-лез’Авиньон, ворота форта Сент Андрэ, 1364—1368 гг.
Эг-Морт, XIII в. Вид с птичьего полета
Кагор. Мост Валантрэ, XIV в.