Замки Куси, Руэрг, Лувр, Пьерфон. Дворцы Авиньон, Лан, Пуатье, Руан
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели наряду с городскими укреплениями (ранними примерами их служат Эг-Морт и Каркассон) большие королевские замки, строительство которых было в начале XIII в. интенсивно развито Филиппом II Августом.
В стороне от этой линии развития стоит широко известный замок Куси, представляющий собой яркий образец феодального замка. Построенный в 1225—1240 гг., переделанный в конце XIV в. и разрушенный во время первой мировой войны, замок Куси отличался необычными масштабами и мощностью укреплений. Его колоссальный донжон, размеры которого (высота 54 м, диаметр более 31 м) остались непревзойденными, и громадные угловые башни, соперничавшие по величине с королевскими донжонами, являлись открытым вызовом короне.
Куси. Замок, 1225—1240 гг. Генеральный план замка; планы и разрез донжона
Руэрг. Замок Нажак, 1253 г. Общий вид
Расположенный на возвышенности, на одном из концов плато, замок господствовал над долиной и имел две ограды, но не концентрические, а примыкавшие одна к другой: одна охватывала нижний двор, служивший убежищем для жителей соседнего города, другая принадлежала собственно замку и образовывала неправильный четырехугольник, фланкированный круглыми башнями.
Угловые башни были окружены выступающей деревянной галереей, укрепленной на поддерживавших зубцы каменных выступах, профиль которых был образован трехчетвертными валами. Это нововведение представляло собой как бы переход к каменным выступающим галереям, получившим распространение уже в XIV в.
Крупнейшим сеньориальным замком, построенным при Людовике IX, был замок Нажак в Руэрге (1253 г.), расположенный на вершине холма. Он был перестроен из романского замка, донжон и наружное кольцо стен которого вошли в новую постройку. Цилиндрические башни замка, расчленявшие стены по всему периметру (кроме юго-восточного угла, где помещался донжон), не намного возвышались над ними. Необычная высота стен (26 м, включая зубцы, снаружи и 17 м со стороны двора замка) — особенность, которая позднее нашла продолжение в замке Бастилии, в Тарасконе и др. Лишь квадратный в плане донжон с примыкавшей к нему мощной цилиндрической башней (высота 38 м) возвышался над крепостью. Донжон и стены были оборудованы сложной системой боевых коридоров и крутых внутренних лестниц, перекрытых сводами. Бойницы высотой 6,8 м были приспособлены для стрельбы в двух уровнях.
Руэрг. Замок Нажак, 1253 г. План. Разрез куртины
Париж. Замок Лувр, XIII—XIV вв. Аксонометрия. Реконструкция Виолле ле Дюка
Постепенно французский замок меняет свой характер, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превращается в парадный загородный замок. Этот переход яснее всего прослеживается на королевских замках XIV в. Лувр, построенный Филиппом Августом в начале XIII в. и достроенный в XIV в. (не сохранился), представлял собой ничто иное, как донжон, окруженный рвом и защищенный стеной. Он служил одновременно и форпостом для города, и крепостью, защищавшей короля от самого города, и увеселительным (охотничьим) замком. Лувр занимал почти квадратное в плане пространство с большим цилиндрическим донжоном по середине. При Карле V архитектор короля Раймон дю Тампль превратил Лувр в комфортабельный и пышный дворец. Жилые и хозяйственные здания, окружавшие двор, уже утратили крепостной характер: они соединились наружными лестницами и имели сравнительно большие окна. Длинные залы с широкими каминами, вымощенные покрытыми эмалью плитками, имели потолки с открытыми расписными балками и были украшены фресками. Королевские апартаменты включали парадную комнату, спальню, ванную и часовню. В донжоне была размещена библиотека.
Существовавший в Венсене донжон Карл V также превратил в королевскую резиденцию. В первом этаже разместились кухни, а во втором — жилое помещение: зал с камином, перекрытый стрельчатыми сводами, опирающимися на тонко обработанный столб. Стены были завешаны коврами, парадная лестница вела на верхний этаж.
Замок Пьерфон (1390—1420 гг.) близ Компьена представляет собой комфортабельную резиденцию. Ее защитой служат лишь высота и прочность стен, не имеющих никаких специальных оборонительных устройств. В трактовке угловых башен замка уже намечается стремление к изяществу.
Париж. Замок Лувр, XIII—XIV вв. План. Реконструкция Виолле ле Дюка
Пьерфон. Замок, 1390—1420 гг.
Авиньон. Папский дворец, 1242—1352 гг.
Авиньон. Папский дворец, 1242—1352 гг.
Во Франции множество замков знати было разрушено в результате борьбы короля с местными феодалами. Большинство дошедших до нас замков позднее было перестроено и реставрировано. Прекрасный образец укрепленной резиденции, типа переходного от замкового строительства к дворцовому, представляет собой комплекс папского дворца в Авиньоне, защищенного стенами и высокими башнями.
Авиньон. Папский дворец, 1242—1352 гг.
Ансамбль был построен в период «Авиньонского пленения» пап, в основном в 1334—1352 гг. Он объединяет в себе элементы крепости (мощный, четырехугольный в плане донжон с зубцами и машикули) и дворца (большие залы для конклава, трибунала и т.д.), а также капеллы, украшенные живописью, которая (особенно в одной из башен, где изображены сцены охоты, купанья, рыбной ловли) поражает гармоничностью красок, светским характером и свободой выражения.
Королевский дворец в Париже был построен в XIV в. в восточной части острова Ситэ, по соседству с Сент Шапелль. Позднее он был перестроен в Дворец правосудия и до нас не дошел. В XIV в. (1368—1382 гг.) в Париже была построена ставшая знаменитою Бастилия с ее 8 башнями вокруг узкого двора.
Лан. Епископский дворец (ныне Дворец правосудия), XII—XIV вв. (1); Нанси. Дворец герцогов Лотарингских (2)
В эпоху готики было построено немало дворцов духовной и светской знати (дворцы епископов в Париже, Лане, Бовэ, Реймсе, Мо, дворец герцогов Лотарингских в Нанси и др.), обычно двухэтажных, с большим залом во втором этаже. Но они часто перестраивались и потеряли свой первоначальный облик. Один из наиболее сохранившихся дворцов — епископский дворец в Сансе (середина XIII в.). В нем доминирует высокий второй этаж, где стена почти целиком заменена большими арочными проемами между контрфорсами. Проемы заполнены парными окнами, объединенными вверху большой розой. Любопытно, что над столь сильно облегченной конструкцией фасада поверх венчающего карниза зодчий выстроил крепкий зубчатый парапет, а угловым контрфорсам придал форму, напоминающую крепостные башни.
Пуатье. Герцогский дворец, XII—XIV вв.
Пуатье. Герцогский дворец, XII—XIV вв.
В Большом зале герцогского дворца в Пуатье (XII—конец XIV в.) тонкие позднеготические архитектурные детали торцовой стены с камином сочетаются с простыми каменными стенами и открытыми внутрь стропилами перекрытия.
Лан. Епископский дворец
Бовэ. Епископский дворец, начало XVI в.
Руан. Дворец правосудия, 1499 г. — середина XVI в.
Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики — Дворец правосудия в Руане. Он состоит из трех последовательно выстроенных частей, обрамляющих с трех сторон прямоугольный (первоначально замкнутый) двор. Западная часть, где находился зал прокурора, со стрельчатым деревянным сводом, была начата в 1499 г. С 1507 г. начали строить северную часть, но уже как здание парламента.
Наконец, в середине XVI в. была построена восточная часть. И в этом здании, как и во дворце Санса, основным является второй этаж, занятый двумя большими залами с кессонированным плафоном в стиле итальянского Ренессанса. Окна и вимперги средней части имеют уже не стрельчатую форму, а завершаются или плоской сегментной дугой, или коробовой трехцентровой аркой. Комплекс часто реставрировался (лестница — новая, симметричность композиции — результат позднейших перестроек), и его первоначальный вид во многом искажен.