Церкви Елизаветы, Марбург; Богоматери, Трир; Екатерины, Бранденбург. Кёльн, собор - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Церкви Елизаветы, Марбург; Богоматери, Трир; Екатерины, Бранденбург. Кёльн, собор

Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Германии
    Свое наиболее полное выражение конструктивная и художественная система германской готики получила в культовых сооружениях. Именно в них особенно отчетливо можно проследить различные периоды развития готической архитектуры с их характерными чертами и особенностями.
Марбург. Церковь Елизаветы, 1235—1283 гг.
Марбург. Церковь Елизаветы, 1235—1283 гг.
    Перестройка старых, романских церквей и строительство новых готических церковных зданий продолжались в городах Германии со второй трети XIII в. до начала XVI столетия.
    Одним из самых ранних памятников этого периода является церковь Елизаветы в Марбурге, строительство которой было начато в 1235 г. и в основном закончено в 1283 г. (западная часть храма построена в 1-й половине XIV в.). Церковь относится к типу зальных построек. Основная часть марбургской церкви состоит из трехнефного зала, к которому примыкают трансепт с полукружиями и очень короткая часть хора, состоящая из одной травеи и апсиды, без обхода. Два крыла трансепта и хор, одинаково закругленные, образуют самостоятельный комплекс, напоминающий в плане трилистник. Крестовые своды на нервюрах поддерживаются массивными цилиндрическими столбами, на которые наложены трехчетвертные колонны. Западная часть церкви завершена двумя массивными башнями.
    Несмотря на то, что церковь строилась под влиянием французской готики, в ней отчетливо проявились черты национального своеобразия. Они сказались, например, в сохранении присущей более ранней немецкой архитектуре системы трех апсид вместо хора с венцом капелл; в создании зальной системы внутреннего пространства, несмотря на узкие боковые нефы; в строгом проведении вертикальности членений фасадов, чему способствовала своеобразная трактовка башен; в применении стрельчатого окна вместо готической розы и т.д.
    Оригинальное немецкое произведение представляет собой и церковь Богоматери в Трире (1235—1253 гг.). Здесь впервые в готической архитектуре была осуществлена центрическая композиция в виде равноконечного креста, перекрытого нервюрными сводами, с введением в каждом из углов по две капеллы.
Марбург. Церковь Елизаветы, 1235—1283 гг.
Марбург. Церковь Елизаветы, 1235—1283 гг.
Трир. Церковь Богоматери, 1235—1253 гг.
Трир. Церковь Богоматери, 1235—1253 гг.
    Из базиликальных построек ранней готики в Германии наиболее выдающимися являются собор в Фрейбурге в Брейсгау и восточная часть Кёльнского собора. Строительство собора в Фрейбурге было начато в середине XIII в.; главный неф закончен к концу того же века. Тогда же была начата и западная часть, башня которой с шатром построена в XIV в. Собор делился на две почти равные части: основную, трехнефную, состоящую в главном нефе из шести травей, и вытянутую часть хора (перестроенную во второй половине XIV в. одним из членов семьи Парлеров), тоже трехнефную, обнесенную венцом 13 капелл. Между ними расположен поперечный трансепт. План напоминает планы французских соборов (Париж, Санс), однако интерьер строже и проще, чем в аналогичных французских храмах.
    В этой постройке был создан особый тип западного фасада. Над ним возвышается только одна башня, имеющая размеры в плане у основания 16X16 м и постепенно сужающаяся кверху. Увенчанная ажурным каменным шатром (построен в 1320—1350 гг.), она очень выразительна и органически слита с объемом здания.
    Строительство крупнейшего в Германии Кёльнского собора было начато в 1248 г. по образцу Амьенского (из первых строителей известны имена двух — мастера Жерара (1257 г.) и его сына Арнольфа (1308 г.). В 1350 г. мастер Михаил начал постройку западной части; велись работы по строительству трансепта. Строительство продолжалось и в XV в. В этот период известны имена мастера Николая из Бюрна (1437 г.) и Иоганна Франкенбургского, который был последним из строителей собора и работал над ним в конце XV в. ).
Кёльн. Собор, XIII—XIX вв.
Кёльн. Собор, XIII—XIX вв.
    Собор был достроен только в 1842—1880 гг. К готической эпохе относятся лишь хор, нижние части трансепта, нефов и южной башни фасада. Кёльнский собор — огромная пятинефная базилика. Длина собора 136 м, ширина нефов 47 м, трансепта — около 80 м. Высота среднего нефа 43,5 м. Трифории, составленные из четырех парных пролетов в каждой секции травей, — сквозные. Высота верхней зоны (трифории и окна) превышает высоту аркады.
Кёльн. Собор, XIII—XIX вв.
Кёльн. Собор, XIII—XIX вв.
    Из культовых сооружений ранней готики, выполненных в кирпиче, наиболее характерным примером является церковь Марии в Любеке. Строительство сооружений в кирпиче, создавшее своеобразное направление так называемой кирпичной готики, распространившееся впоследствии и в других странах, началось и достигло наивысшего развития в северных областях Германии, бедных лесом и естественным камнем.
Бранденбург. Церковь Екатерины, 1401—1434 гг.
Бранденбург. Церковь Екатерины, 1401—1434 гг.
    Строительство из кирпича в северных областях Германии получило распространение еще в романскую эпоху. Но применение кирпича при сооружении готических зданий представляло собой далеко не простую задачу, поскольку конструктивная основа и тектоника готической системы были разработаны в тесаном камне.
    Свойства нового материала, не позволявшие выполнять в кирпиче сильно профилированные детали или такие специфические готические формы, как фиалы, краббы, крестоцветы и т.д., приводили к необходимости известного упрощения форм, а меньшая прочность этого материала не позволяла выполнять конструкции и архитектурные формы в такой ажурной технике, в какой это делалось в камне. Но вместе с тем кирпич обладал и рядом преимуществ перед камнем (цвет, возможность глазуровки, разнообразной формовки, разных способов кладки и т.д.).
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому