Барселона собор, церковь Санта Мариа дель Мар. Пальма на острове Мальорка, собор
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
Культовая архитектура Каталонии обнаруживает мало точек соприкосновения с кастильской. Ее своеобразие предопределили нужды больших городов. Именно на них ориентировались каталонские мастера, сосредоточившие свои усилия на создании церкви, специально приспособленной для скопления больших масс народа.
Экономическое благополучие каталонских городов, в противоположность кастильским, создавалось трудом христиан — ремесленников и торговцев, и это обусловило более демократичный по сравнению с Кастилией тип каталонской церкви. Зодчие стремились не только сделать ее возможно более обширной, но и подчеркнуть в ней единство пространственного построения, легкую обозримость интерьера, сделать алтарь максимально видимым и приближенным к молящимся. Этими требованиями и было обусловлено появление двух основных вариантов каталонской церкви — однонефной широкой и трехнефной с очень широким средним нефом и узкими боковыми, которые использовались лишь в случае переполнения центральной части.
Главную особенность каталонских храмов, которой они обязаны необычайной эффектностью интерьеров и которая была одновременно высшим достижением инженерной мысли Каталонии, составляют широкие своды. Их распор принимали на себя массивные внутренние контрфорсы; пространство между ними использовалось для устройства капелл. Будучи много ниже боковых нефов, капеллы оставляли видимой снаружи верхнюю часть контрфорсов. Поэтому фасады церквей, казалось, были окружены рядом массивных вертикальных стенок. Столбы, поддерживающие своды центрального нефа, в противоположность контрфорсам, стройны, тонки. Зодчие Каталонии отказались от трансептов, которые усложнили бы план и нарушили тем самым чистоту решения, направленного к созданию единого пространства церкви. Почти равная высота нефов, отсутствие трифориев, большие пролеты сводов — все направлено к тому, чтобы сделать интерьеры легкими, просторными, подобными большим залам.
В целом культовая архитектура Каталонии характеризуется смелостью и точностью разрешения функциональных и инженерных задач, строгостью и логичностью архитектурной композиции. Будучи созданием трезвого, расчетливого, материалистически мыслящего народа, она никогда не страдала чрезмерностью украшений, свойственной кастильской готике XV в. Выразительность каталонских церквей достигалась сугубо архитектурными средствами, и, в частности, контрастным противопоставлением воздушности, пространственности интерьеров нерасчлененным объемам наружных масс с плоскими крышами, небольшими окнами и поистине крепостной мощью контрфорсов.
Генезис готических храмов Каталонии достаточно прост. Их истоки восходят к архитектуре цистерцианцев, Лангедока и Южной Франции. Но в условиях экономического и культурного подъема XIII—XV вв. храмостроение Каталонии приобрело подлинную самобытность и черты, качественно отличные от ее прототипов.
Эволюция каталонских храмов, определявшаяся задачами создания вместительной церкви, сводится к увеличению ширины главного или единственного нефа, упрощению контуров плана, уменьшению площади опор, объединению пространства апсиды с помещением для молящихся, т.е. к постепенному формированию подлинно единого пространства церкви.
Барселона. Собор, начат в 1298 г.
Характерным примером трехнефной каталонской церкви является собор Барселоны, начатый в 1298 г. Из его строителей известны мастер Хайме Фарбе с острова Мальорки и Вернет Рокер.
Хотя он в определенной мере примыкает к классическому типу готического храма (рудимент трансепта, представляющий собой удвоенную капеллу нефов, многогранные капеллы алтарной части, галерея над боковыми капеллами), но другие его особенности — незначительная разница в высоте главного и бокового нефов, отсутствие трифориев, высокие и стройные столбы (диаметром 1 м) — придают интерьеру простор и обозримость, несвойственные кастильским храмам.
Широте и обозримости интерьера барселонского собора созвучны динамичность его форм и вертикализм линий. Тонкие колонки, пучком охватывающие столб, непосредственно переходят в нервюры свода, и этот поток вертикалей прерывается лишь в одном месте, на высоте 15 м, узким горизонтальным пояском.
В соборе, освещавшемся вторым светом через окна боковых капелл и галереи, вечно царил полумрак. И только своды среднего нефа, освещавшиеся непосредственно через верхние окна, рельефно «читались» в ярком свете, — эта особенность определяется наличием необычного для Испании, хотя и слабо выраженного, базиликального разреза.
Следующий этап развития трехнефных церквей представлен церковью Санта Мариа дель Мар в Барселоне (1328—1383 гг.). План ее поражает почти математической точностью воплощения идеи каталонского храма. Это — упрощенный вариант барселонского собора, но упрощение доведено здесь до логического завершения. Зодчие отказались от всякого подчеркивания в интерьере поперечной оси. Здесь нет никакого намека на трансепт. Прямоугольное в плане помещение для молящихся завершается полуциркульной апсидой.
Барселона. Церковь Санта Мариа дель Мар, 1328—1383 гг.
Барселона. Церкви
1 — церковь Санта Мариа дель Мар, 1328—1383 гг.; 2 — собор; 3 — церковь Санта Мариа дель Пино, начата в 1327 г.
1 — церковь Санта Мариа дель Мар, 1328—1383 гг.; 2 — собор; 3 — церковь Санта Мариа дель Пино, начата в 1327 г.
Центральный неф, увеличенный за счет резко суженных боковых, является доминирующим элементом плана. Рядом с ним боковые нефы выглядят как узкая обходная галерея, и это впечатление усилено тем, что они непосредственно вливаются в такую же узкую галерею алтаря, которой вторит лента неглубоких, совсем как ниши, боковых капелл. Высота главного нефа почти равна высоте боковых.
Простая форма стройных граненых столбов, прерванных единственной горизонтальной тягой, малая глубина раскрытых к нефам капелл, большие пролеты — все это подчеркивает единство и пространственность интерьера, превращает интерьер церкви в рационально организованный и великолепно обозримый зал собраний.
Композиция фасадов церкви столь же рациональна и продумана. Ее центром служат богато декорированный портал и большое окно-роза, сверкающие словно драгоценные вставки на фоне гладких фасадов, могучих контрфорсов, лапидарной линии силуэта.