Соборы Леон, Севилья. Церкви Грихальба, Паленсия (Сан Мигель)
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
Главная роль в строительстве соборов Старой и Новой Кастилии (в противоположность Каталонии, где основными вкладчиками были горожане) принадлежала капитулу, состоявшему из представителей духовной аристократии. Слабость экономической базы кастильских городов и засилье клерикалов определяли своеобразный антидемократизм пространственной организации готических соборов Кастилии. Здесь, в противоположность соборам остальной Европы, восточная часть не получила развития. Функции хора переносятся в средокрестие, часть которого отгораживается стеной; за нею и на месте обычного хора готических соборов располагается главная капелла, также обнесенная стеной. Хор и главная капелла, представляющие собой как бы церковь в церкви, нарушают обычное для готики единство пространства интерьера, усложняют его, лишают четкости и законченности.
Леон. Собор, 1205—1288 гг.
Леон. Собор, 1205—1288 гг.
Та же причина (строители соборов — духовная и светская знать) обусловила и другую особенность главных памятников кастильской готики. Соборы в Леоне (1205—1288 гг.), Бургосе (начат строительством в 1221 г.) и Толедо (начат в 1227 г.), несмотря на ряд местных особенностей, являются французскими постройками на испанской земле. Их появление не было подготовлено предшествующим ходом развития архитектуры.
Будучи продуктом ввоза чуждой Испании системы, они остались единичными примерами французской готики на плоскогорьях Кастилии.
Леон. Собор, 1205—1288 гг.
Из них был завершен в XIII в. только собор в Леоне, остальные два достраивались и перестраивались на протяжении XIV и XV вв., и это во многом нарушило цельность и усложнило облик соборов Бургоса и Толедо. Собор в Леоне, напротив, полон гармонии. Он являет совершенный пример готической архитектуры.
Некоторые элементы собора в Леоне представляют близкую аналогию определенным более ранним французским постройкам. В частности его план повторяет план Реймского собора. Но размеры собора в Леоне значительно меньше, западный фасад шире, ниже и статичнее: башни примыкают к боковым фасадам, увеличивая тем самым ширину главного.
К числу отклонений от французской готики, в которых сказывается своеобразие архитектурного мышления жителя Пиренейского полуострова, относятся широкое введение в композицию фасада горизонтальных тяг, устройство башен, отступающих от основного объема собора, плоские крыши, декорированные щипцы-фронтоны над западным фасадом и фасадами трансепта, обилие гладких нерасчлененных плоскостей. Все это подчеркивает массивность и нерасчлененность объема здания.
Несмотря на то, что собор значительно ниже французского, количество солнечных лучей, проникавших через окна, было чрезмерным для солнечной Испании, и многие окна были заложены вскоре после окончания строительства. Слишком велико было несоответствие между местными требованиями, направленными к созданию прохлады и полумрака в интерьере, и конструктивной системой французской готики, стремившейся наполнить интерьер светом и упразднить стену, чтобы эта система могла получить распространение в Испании. Закладка части окон потребовалась также из соображений прочности, поскольку испанские мастера не имели навыков строительства подобных зданий.
Приходские церкви Кастилии сохранили от романской эпохи план в виде латинского креста, приземистые пропорции, гладкие стены с едва заметными щелевидными проемами окон, простую, обобщенную линию силуэтов. Очень показательна для храмов этого типа церковь в Грихальбе (XIII в.). Она воспринимается как единый монолит, поражая чисто восточным культом массы и упрощенной лапидарностью и статикой форм. Единственный элемент, указывающий на ее принадлежность к готике — огромная стрельчатая ниша-портал на фасаде колокольни.
Грихальба. Приходская церковь, XIII в. (1); Паленсия. Церковь Сан Мигель, XIV в. (2)
Церковь Сан Мигель в Паленсии (XIV в.) принадлежит к тому же типу приходских церквей с крепостной башней-колокольней на западном фасаде. Ее формы также приземисты, портал с полуциркульным архивольтом, силуэт башни с крепостными зубцами и плоской крышей, да и весь ее суровый облик отмечен, в противоположность большим соборам, безусловным своеобразием, порожденным рядом причин: климатическими условиями, постоянным военным напряжением незавершенной еще реконкисты, укоренившимися традициями восточной архитектуры.
Севилья. Собор, начат в 1402 г., архитекторы Изанберт, Карлин, Педро де Толедо и Хуан Осес
В противоположность приходским церквам эволюция соборов, в возведении которых нередко участвовали иноземные мастера, довольно точно следовала за стилевыми изменениями готики, развивавшейся к северу от Пиренеев. Это особенно ярко проявляется в возведенной в пору заката готики группе соборов Кастилии и развивавшихся под ее культурным протекторатом Андалузии и других южных областей (в Сеговии, Севилье, Саламанке).
Севилья. Собор, начат в 1402 г., архитекторы Изанберт, Карлин, Педро де Толедо и Хуан Осес
Собор Севильи — одна из самых характерных построек позднеготической архитектуры. Начатый строительством в 1402 г., он был закончен в начале XVI в. В его возведении участвовали фламандец Изанберт, француз Карлин, испанцы Педро де Толедо, Хуан Осес и др. В плане собор представляет собой гигантский прямоугольник размерами 140X76 м (без пристроек), в 5 нефов, с внутренними контрфорсами, между которыми встроены капеллы.
Своды средокрестия и травей над хором и главной капеллой имеют сложную, звездчатую форму. Их ребра сплошь покрыты декоративной резьбой. Однако прямоугольный план, большая ширина и обилие столбов, а главное — вынесенный в центр здания и окруженный декоративной стеной хор определяют своеобразие пространственной концепции. Композиция приобретает однородность и статичность, родственные пространственному построению мусульманских мечетей и каталонских бирж.
Далека от образцов «северной» готики и объемная композиция собора с поднимающимися вверх террасами плоских крыш, с пристроенной к боковому фасаду колокольней, напоминающей мусульманские минареты, и силуэтом, построенным на противопоставлении распластанного горизонтального объема вертикали колокольни.
Подводя итоги культовому строительству Кастилии (сюда условно включены и развивавшиеся под ее влиянием южные области), следует подчеркнуть, что, несмотря на копирование в ряде случаев французских образцов, здесь продолжалась ассимиляция восточной и европейской архитектурной традиции. В результате были созданы сооружения, характеризующиеся определенной самобытностью объемно-пространственной композиции (хор и капелла майор в центре главного нефа, симборио, плоские крыши, колокольни у бокового или на западном фасаде, неразвитость контрфорсов, небольшие окна и массивные стены, приземистые пропорции), определяющие своеобразие не только облика, но и образного строя кастильской готики, ее суровый, воинственный и грозный дух.