Замки Ампудья, Валенсия дон Хуан, Медина дель Кампо, Ла Кока. Касерес, Дом Плата. Дворцы на Пиа Антониа, Монтакада
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
В XV в., особенно во второй половине его, появляются замки, хотя и сохраняющие традиционный крепостной облик, но уже не имеющие оборонного значения. В замках, сохранивших подлинно военный характер, также проявляется тяга к внешней театральности. Их формы, свидетельствующие как будто об оборонительных устройствах, на деле часто оказываются бутафорскими.
В замке Валенсия дон Хуан сгруппированные по три круглые башенки создают впечатление большой башни, укрепленной меньшими, тогда как на самом деле такой башни нет. Центральная площадь замка утрачивает военные функции и превращается в парадный двор, донжон и башни становятся вместилищем парадных залов и благоустроенных жилых помещений. Многие замки, вроде замка Олите (1419 г.), оснащаются всеми достижениями ценившей земные радости и комфорт восточной цивилизации — террасными садами, ванными комнатами, прохладными дворами с фонтанами.
![Замок Ампудья, XV в. (1); замок Валенсия дон Хуан, XV в. (2) Замок Ампудья, XV в. (1); замок Валенсия дон Хуан, XV в. (2)](images/tom-4-482-5.jpg)
Замок Ампудья, XV в. (1); замок Валенсия дон Хуан, XV в. (2)
Логическое завершение этого процесса, где обилие и изощренность декора достигают наивысшего развития, представляют собой кирпичные замки Медина дель Кампо (после 1440 г., архитекторы Фернандо Кареньо и Алонсо Ниэто) и Ла Кока (конец XV в.). Замок Медина дель Кампо был еще вполне пригоден для обороны. Необычная для его предшественников декоративность достигнута путем облицовки стен розовым фасонным кирпичом.
Напротив, его младший современник — замок Ла Кока — был бутафорским, хотя его композиция с двумя рядами стен, рвом и сложной системой башен сродни замкам, имевшим реальное оборонное значение. Облик замка фантастичен, множество островерхих башенок и рваная линия ступенчатых зубцов делают его похожим на какое-то органическое образование. Палитра декоративных средств, примененных строителями, поражает многообразием. Стены замка облицованы белым и красным кирпичом и частично штукатуркой; чередование их само по себе очень эффектно.
Кроме того, в облицовке башен применен так называемый толедский декор: расположенный в шахматном порядке ромбовидный узор из красного и белого глазурованного кирпича. Наконец, декоративные машикули на кронштейнах и сложные зубчатые парапеты украшены орнаментальным узором в виде плетенки. Благодаря этому на первый план выступают декоративные качества, и весь замок напоминает выполненную в натуре грандиозную театральную декорацию. Столь же усложненными и насыщенными декором были интерьеры замка.
![Замок Медина дель Кампо, после 1440 г., архитекторы Фернандо Кареньо и Алонсо Ниэто (1); замок Ла Кока, конец XV в. (2) Замок Медина дель Кампо, после 1440 г., архитекторы Фернандо Кареньо и Алонсо Ниэто (1); замок Ла Кока, конец XV в. (2)](images/tom-4-482-6.jpg)
Замок Медина дель Кампо, после 1440 г., архитекторы Фернандо Кареньо и Алонсо Ниэто (1); замок Ла Кока, конец XV в. (2)
Городские дворцы Испании распадаются на два типа — кастильский и каталонский.
Жилые дома феодалов Кастилии обнаруживают непосредственное сходство с замками: господствующая над основным объемом башенная часть с зубцами и крупными модульонами, редко разбросанные небольшие окна. Одновременно особенности кастильских домов — подковообразные или сдвоенные арочные окна, орнаментальные резные вставки над ними, черепичные крыши со слабым наклоном — свидетельствуют о том, что традиции восточного жилья нашли здесь благодатную почву (дом Плата в Касересе, XV в.).
![Касерес. Дом Плата, XV в. Касерес. Дом Плата, XV в.](images/tom-4-483-7a.jpg)
Касерес. Дом Плата, XV в.
![Герона. Дворец на Пиа Антониа, 2-я половина XIV в. Герона. Дворец на Пиа Антониа, 2-я половина XIV в.](images/tom-4-483-7b.jpg)
Герона. Дворец на Пиа Антониа, 2-я половина XIV в.
Жилые дома Каталонии отличаются от кастильских большими размерами, меньшим акцентированием башен, правильным поэтажным расположением окон. На протяжении XIV и XV столетий они постепенно теряют сходство с крепостными сооружениями. Увеличиваются размеры окон, уменьшается, а затем исчезает крепостная башня, более отчетливым и выразительным становится контраст между нерасчлененной плоскостью стены и тоненькими вытянутыми колонками арочных окон, контраст, подчеркивающий монолитность первой, хрупкость и изящество вторых. Во дворце на Пиа Антониа в Героне (вторая половина XIV в.) поэтажное расположение окон, их многочисленность, большие размеры и правильный ритм нейтрализуют суровость деталей крепостной архитектуры — невысокой башни и ступенчатых зубцов над крышей. А в дворцах XV в. уже ничто не напоминает о крепости: башня исчезает, фасад заканчивается тонко разработанным резным карнизом, тимпаны арочных окон заполнены ажурным орнаментальным узором из камня.
![Барселона. Дворец Монтакада, XV в. Барселона. Дворец Монтакада, XV в.](images/tom-4-484-8.jpg)
Барселона. Дворец Монтакада, XV в.
Пространственная организация жилых домов южных областей Испании также была однотипной — с внутренним двором, открытой лестницей на второй этаж и открытыми арочными лоджиями или галереями. В этом тип каталонского дома примыкает к типу жилья, распространенному на средиземноморском побережье. В XIV—XV вв. арки галерей приобретают стрельчатые очертания, колонки становятся более тонкими, вытянутыми, а аркада — хрупкой, воздушной (дворцы Кларьяна Падильяс и Монтакада в Барселоне).
В противоположность кастильским каталонские города были не только важными политическими центрами, рано освободившимися от сеньориальной зависимости, но и подлинным средоточием экономической жизни, центрами кипучей международной торговли и развитого ремесленного производства.
В соответствии с особенностями городов испанских государств гражданские, постройки XIII—XV вв. сосредоточены преимущественно в Каталонии, в ее экономическом и политическом центре — Барселоне. В относительно неразвитых городах Кастилии, где ремеслом занимались главным образом мусульмане, гражданские сооружения почти полностью отсутствуют.
Гражданская архитектура Каталонии отмечена единством конструктивных, объемно-пространственных и архитектурнохудожественных приемов. Ее характеризует широкое применение деревянных перекрытий, несмотря на то, что Испания — страна каменной архитектуры, лесов в ней мало и здания сооружались из камня разных пород, кирпича и необожженной глины. На рубеже романской и готической эпохи в Каталонии сложилась конструктивная система с ясно выраженным восточным характером, обнаруживающая вместе с тем и безусловное родство с аналогичными постройками Италии. Ее отличительным свойством была последовательная дифференциация функций конструктивных элементов. Унаследованная от арабской архитектуры, она была развита и усовершенствована благодаря созданию смешанной деревянно-каменной конструкции. Арка служит в ней несущим элементом, и это позволило экономно использовать дерево: устраивать большие проемы между стропилами и закрывать их досками, которые прибивались гвоздями к верхней балке, а не вставлялись в пазы.
Восточной по характеру была и декоративная обработка потолков — самого красочного элемента интерьеров. Балки покрывались орнаментальной росписью или окрашивались в яркие контрастные тона (красный и черный, белый и синий). Резьба по дереву применялась редко; как и роспись, она была орнаментальной, очень плоской и ярко раскрашенной.
Экономичность и эстетические достоинства конструкции, позволявшей с минимальными затратами перекрывать помещения больших размеров, в которых остро нуждались многолюдные города Каталонии, обусловили популярность конструкции, впервые представшей как законченная система в хозяйственных и служебных постройках монастырей конца XII в.