Замки Садоба, Сотомайор, Бельвер. Валенсия, ворота Серрандос
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
Решающие бои испанцев с маврами закончились в середине XIII в. К этому времени христиане овладели всей территорией полуострова, за исключением его южной оконечности — Гранадского эмирата. Содержание политической истории Испании второй половины XIII, XIV и XV вв. заключается не столько в борьбе с маврами, сколько в борьбе между феодалами за распределение отвоеванных земель. В обстановке междоусобиц и конфликтов, порожденных двойственной политикой королей — раздачей феодалам громадных территорий и попытками обуздать их непомерные притязания, происходило сближение двух крупнейших государств полуострова — Кастилии и Арагона. В 1479 г. они объединились под властью «католических государей» в единую испанскую монархию. В 1492 г. пал последний оплот мавров — Гранада. Реконкиста была полностью завершена.
На протяжении последнего этапа реконкисты, в условиях борьбы за национальное объединение, непрерывных феодальных междоусобиц и экономического роста городов, развивается готическая архитектура Испании. С наибольшей полнотой тенденции ее развития представлены архитектурой Кастилии и Каталонии, входившей в состав королевства Арагон. В собственно Арагоне, Валенсии и ряде южных областей развивалась архитектура мудехар — арабская по конструкциям и формам, но не чуждавшаяся форм европейского зодчества. Испанскую готику, как и романику отличают сложность и отсутствие единства, вызывавшиеся глубокими социально-экономическими различиями ее отдельных областей.
Во второй половине XIII, в XIV и XV вв. планировка городов и принципы распределения укреплений в них не претерпели изменений по сравнению с предшествующим периодом. Но самые укрепления в конце нового периода начали строить с учетом недавно появившегося огнестрельного оружия. Толщина стен увеличилась, зубцы и стены получили приспособления для пушечного боя, в верхней части стен и башен появились машикули. Изменился и их облик: стали более стройными пропорции башен, увеличилось количество, а частично и размеры проемов, устройство машикули придало живописность облику стен.
Валенсия. Ворота Серрандос, 1392—1398 гг.
Примером оборонительных сооружений, где мощная фортификационная система, с парными башнями, машикули, зубцами, тремя ярусами бойниц, которым со стороны города соответствуют 3 яруса камер для установки пушек, сочетается с богатством декоративного убранства, являются ворота Серрандос в Валенсии (1392—1398 гг.). Щели бойниц едва различимы на поверхности башен, и ворота воспринимаются как единый монолит, увенчанный, словно короной, галереей на кронштейнах и крепостными зубцами. Центром композиции служит декоративное панно над проездом. Любимый в мавританской архитектуре мотив глухой аркады из пересекающихся стрельчатых арочек с кругами над ними сплошь покрывает центральную часть фасада. Мелкий масштаб и хрупкость форм декора представляются неожиданными на фоне гладких стен и по контрасту с крупными объемами и гладкими плоскостями воспринимаются как роскошный орнаментальный ковер.
На смену развитому в романский период строительству городов-крепостей и оборонных замков приходит почти неизвестное в предшествующий период строительство замков-резиденций. Большинство замков Испании возведено в XIV—XV вв. Апогей строительства замков не совпадает с апогеем реконкисты, а наступает позже, в эпоху оживления феодальных междоусобиц. Вызванные к жизни одинаковой целью, замки второй половины XIII—XV вв. представляют собой единственный тип сооружений, особенности и эволюция которых были общими для всех областей Испании.
С упадком Гранадского эмирата и усилением королевской власти уменьшается военное значение замков. Постепенно из крепости замок превращается в благоустроенное жилище дворцового типа. Его жилая часть становится обширнее, комфортабельнее и раскрывается во внутренний двор галереей, подобной галереям городских дворцов. Помимо функций сугубо утилитарных, он приобретает функции представительства: превращается в символ, по которому судят о могуществе и богатстве владельца. Это существенно повлияло на облик замков: чем ближе к нашему времени, тем богаче и изысканнее становится их декор.
Объединение страны под властью «католических государей» ознаменовалось запрещением строительства замков. Больше того, самодержцы Испании приказали разрушить многие замки, служившие оплотом мятежным феодалам.
Замки второй половины XIII в. (Полан, Садоба) еще близки романским суровой простотой своего облика. Замки XIV в. остаются могучими крепостями и сохраняют суровый облик, но их объемнопространственная композиция становится более сложной и выразительной. В этом смысле типичен замок Монтеалегра, трапецеидальный в плане, где могучие квадратные угловые башни чередуются с расположенными в центре стены небольшими полуциркульными башенками, а донжон усилен меньшими, служившими для прикрытия вылазок.
Замок Садоба, XIII в.
Замок Сотомайор, XIV в. Дворцовые постройки внутри замка
В замке Сотомайор (XIV в.) дворцовые помещения вынесены из донжона в самостоятельный объем, соединенный с ним специальным переходом. Это один из первых замков, где дворцовые помещения отделены от оборонительных. Появление в его ансамбле таких элементов, как переход с большими стрельчатыми окнами, дворца с изящной висячей галереей, защищавшей от зноя жилые покои, демонстрирует усложнение функций замка, постепенное превращение его в представительное жилье.
Ранее всего замки-дворцы начали строиться в недоступных для арабов районах — в Галисии, как Сотомайор, или на островах, как замок Бельвер в Пальме на острове Мальорка (1309—1314 гг.; мастер Педро де Сальва). Последний уникален по плану: круглый с полуциркульными башнями и стоящим отдельно круглым донжоном. Его своеобразие объясняется желанием отделить дворец от кордегардий — проблемой, живо занимавшей испанских строителей. Но планировка Бельвера не получила распространения из-за удаленности донжона от дворцовых помещений. Напротив, принцип планировки замка Сотомайор был подхвачен и развит в более поздние годы.
С другой стороны, благодаря необычности плана, Бельвер представляет собой не только ранний, но и наиболее яркий пример испанского замка-дворца. Королевские апартаменты, защищенные могучей стеной, выходили в небольшой круглый двор, опоясанный двухъярусной арочной галереей. Цельность и интимность, легкость пропорций, мирный, не замковый характер двора, разительно отличающегося от сурового монолита наружных стен, составляют очарование Бельвера и роднят его с городскими дворцами.
Остров Мальорка. Замок Бельвер, 1309—1314 гг., мастер Педро де Сальва
Остров Мальорка. Замок Бельвер, 1309—1314 гг., мастер Педро де Сальва