Ассизи, монастырь Сан Франческо. Флоренция церкви Санта Мариа Новелла, Бадии, Санта Кроче, Санта Тринита, собор Санта Мариа дель Фьоре
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
При всем значении гражданского строительства в Италии в XIII—XIV вв. о характере итальянской готики дает полное представление лишь церковное зодчество.
Ассизи. Монастырский комплекс Сан Франческо, начат в 1228 г.
Из ранних готических памятников Италии наиболее замечателен монастырь францисканцев с церковью Сан Франческо (начата в 1228 г.), расположенный на вершине холма у края г. Ассизи. К городу обращена входная часть монастыря и портал главной (верхней) церкви с выходом на высокую открытую площадку. Жилые корпуса монастырских келий по задней кромке холма, сооруженные на мощных субструкциях, образуют двор в уровне нижней церкви, объем которой в силу перепадов рельефа служит субструкцией верхней. Мощная кампанила завершает великолепную панораму целого.
Церковь Сан Франческо в Ассизи ясно говорит о характере переработки итальянцами французских образцов готики (в данном случае — собор Сен Морис в Анжере). Готические формы образца (пучкообразные устои и др.) упрощены. Меньшая потребность в окнах позволила в Ассизи сохранить стеновые плоскости и благодаря этому широко использовать фреску. Все это сделало пространство церкви более четким и более спокойным по пропорциям. И все же церковь в Ассизи — одна из наиболее готических по своим формам в Италии XIII в. Это особенно ясно при ее сопоставлении с первыми готическими постройками Флоренции второй половины XIII в.
Ассизи. Монастырский комплекс Сан Франческо, начат в 1228 г.
Флоренция. Церковь Санта Мариа Новелла, начата в 1245 г.
Подъем зодчества Флоренции во второй половине XIII — начале XIV в. совпадает с апогеем ее демократии и общим расцветом ее экономики и культуры. В эти годы флорентийские зодчие сумели овладеть рациональными началами готической системы (нервюрная конструкция свода), одновременно подчинив ее эстетику духу национальных традиций, наиболее сильных и устойчивых на почве Италии в традициях флорентийского проторенессанса.
Первой в ряду этих построек была церковь Санта Мариа Новелла (трансепт начат в 1245—1246 гг., продольный неф — в 1278 г.) — трехнефная базилика, крытая стрельчатым сводом на нервюрах. Ее главное достоинство — гармоничные пропорции зального пространства, так пленившие Микеланджело, широко раскрытые, высокие аркады (как во всех романских церквах Флоренции), позволяющие просматривать пространство нефов в целом.
Флоренция. Церковь Санта Мариа Новелла, начата в 1245 г.
Флоренция: церковь Санта Тринита, 1258—1290, арх. Никколо Пизано (?)
Флоренция. Церковь Бадии, 1284 — 1310 гг., арх. Арнольфо ди Камбио
Наиболее близкой традициям проторенессанса была во Флоренции тех лет трехнефная церковь Санта Тринита (начата в 1258 г.; закончена не позднее 1290 г., считается творением Никколо Пизано. Стрельчатые арки среднего нефа выложены из мрамора с чередованием темных и белых полос. По сторонам боковых нефов располагаются капеллы. Они сооружались на средства богатых жертвователей и в дальнейшем закреплялись за ними как собственность.
Прямым учеником Никколо Пизано был Арнольфо ди Камбио, автор флорентийской монастырской церкви Бадии (между 1284 и 1310 гг., переделана в 1627 г.) — трехнефной псевдобазилики в два арочных пролета по главному нефу и с приподнятой алтарной частью. Стрельчатые арки Бадии, близкие к полуциркульным, опирались на столбы квадратного сечения. К входной стене примыкал вестибюль.
Замечателен фасад ее алтарной стены. Гладкие лопатки в сочетании с лентами поясов создают как бы наложенную на стену систему плоских обрамлений, которые делают фасадную стену организованной и стройной. Здесь Арнольфо противопоставил готическому принципу каркаса свое собственное понимание архитектуры, идущее от традиций проторенессанса.
Флоренция. Церковь Бадии, 1284 — 1310 гг., арх. Арнольфо ди Камбио
Флоренция: церковь Санта Кроче, начата в 1295 г., арх. Арнольфо ди Камбио
Стилистически близка к Бадии церковь Санта Кроче во Флоренции (начата в 1295 г., закончена после. 1383 г., приписывается Арнольфо). Помимо алтарной части, чисто готической по формам, и в Санта Кроче преобладают черты проторенессанса. Огромное светлое пространство церкви поражает своим спокойным величием. Прямым образцом при постройке церкви Санта Кроче послужили раннехристианские базилики Рима: соотношение ширины нефов взято от церкви Санта Мариа Маджоре (1:2,4:1), размеры среднего нефа — от базилики св. Петра. Средний неф, по древней традиции, имеет покрытие с открытыми стропилами. Через широкие просветы арок пространства боковых нефов сливаются с пространством среднего нефа, отчего последнее кажется еще более грандиозным.
Самая поздняя архитектурная работа Арнольфо, прерванная смертью зодчего (1302 г.), — это замысел (модель) и начало постройки нового собора Флоренции Санта Мариа дель Фьоре (1296 г.). Около 1310 г. строительство было приостановлено до 50-х годов XIV в., когда первоначальный проект Арнольфо был изменен. Замысел Арнольфо замечателен своим новаторством. Впервые в церковном зодчестве средневековья купол — традиционное покрытие средокрестия нефов — становится архитектурной доминантой сооружения в целом. Вся алтарная часть храма превращена в единую грандиозную купольную ротонду, а его общий план построен как мощная распоропогашающая система опор купола. По существу от идеи Арнольфо начинает свою эволюцию новый тип купольной системы храмов Возрождения. Покрытие среднего нефа намечалось у Арнольфо стропильным. Зодчий успел возвести лишь переднюю стену храма, частично боковые и на половину высоты отделать фасад (отделка сбита в 1587 г.).
Флоренция: церковь Санта Кроче, начата в 1295 г., арх. Арнольфо ди Камбио
В фасаде Арнольфо, при всем обилии деталей, господствуют единая плоскость стены и спокойные горизонтали. Очень большую роль играют в фасаде статуарные формы. Но у Арнольфо статуя, в отличие от северной готики, не растворяется в общей пластике фасада, но, напротив, трактована как свободно стоящая (подобно статуям в античных постройках). Все это предвосхищает понимание скульптуры в искусстве кватроченто. И все же в фасаде Флорентийского собора Арнольфо пошел на известный компромисс с готикой. Он ввел принятые в то время готические элементы (стрельчатые арки, пинакли и пр.), пытаясь вплести их в неготический строй целого. Все это привело к утрате спокойствия и цельности, отличавших постройки XII в. В своем замысле нового собора Арнольфо, будучи первым далеким предвестником новых исканий Возрождения в то же время своим компромиссом с готикой способствовал ее распространению в Тоскане.
Флоренция. Собор Санта Мариа дель Фьоре, 1294 г.
1 — совмещенный план собора по проекту Арнольфо ди Камбио и по натуре; 2 — изображение первоначального фасада по проекту Арнольфо
1 — совмещенный план собора по проекту Арнольфо ди Камбио и по натуре; 2 — изображение первоначального фасада по проекту Арнольфо