Готическая архитектура
Архитектура Западной Европы. Средние века > Готическая архитектура Западной Европы
Романское зодчество в своем последовательном развитии подготовило зарождение готической архитектуры, архитектуры высокого мастерства и больших дерзаний.
Эпоха, породившая готическое искусство, была временем, когда формировались основы современных европейских государств, складывались новые формы общественного производства. Скованное церковными догмами сознание людей стало пробиваться к познанию реального мира. Многообразнее и глубже стали познавательные интересы, установились более тесные экономические и культурные связи между народами.
Разрозненные и враждебные друг другу феодальные владения на территории Франции стали благодаря росту товарного производства и растущей силе городов преобразовываться в единое государство. В Италии развитие ремесла и торговли привело к расцвету передовых областей и городов, к зарождению их политической самостоятельности. Тогда же были заложены основы государственной конституции Англии («Великая хартия вольностей»). К этому времени ценой тяжелой борьбы с маврами на Пиренейском полуострове сложились первые испанские государства. В Центральной Европе, на территории Германии, продолжали бушевать феодальные усобицы, городская жизнь до XIV в. развивалась слабо, германские «императоры» вели опустошительные захватнические войны. В эту эпоху (XIII—XIV вв.) маленькая Чехия достигла высокого подъема национального самосознания и блестящего расцвета культуры.
Крестовые походы на Восток не только способствовали установлению торговых связей и накоплению богатств, но и расширяли кругозор людей Западной Европы, знакомили их с достижениями передовой арабской науки, а через нее и с античными мыслителями. Подтачивались устои средневекового общества, связанные с замкнутым натуральным хозяйством. Город становился важнейшим экономическим, политическим и культурным фактором. Он стал хозяином и в области архитектуры, давая крупные заказы и частично регулируя частное строительство.
В области мировоззрения наиболее выдающимся явлением был процесс отделения научно-познавательного мышления от церковно-догматического. Растянувшаяся на столетия борьба между верой и знанием, между церковно-богословской схоластикой и материалистическими устремлениями вновь зарождавшейся философии (Дунс Скот, Роджер Бэкон в Англии и др.) отражала в себе живые, прогрессивные тенденции развития данного исторического этапа. Она сыграла огромную роль и в области художественного мышления: столкновение развивавшегося художественного реализма с застывшими иконографическими схемами и с умозрительной отвлеченностью художественных образов лежало в основе всего развития готического искусства. Готика не разрешила этого противоречия, но начало было заложено, основные проблемы поставлены.
Стремление познавать захватывает в эту эпоху все виды художественного творчества. Оно выливается в форму повествовательного рассказа (в литературе, живописи, скульптуре), направляет интересы художника в сторону человека и природы. Человеческие фигуры в скульптуре и живописи приобретают индивидуальные черты и психологическую характеристику. Реалистический растительный орнамент постепенно вытесняет фантастически-звериный и геометрический. Не покушаясь еще на «правду» религиозных догм и церковных канонов, запечатленную в отвлеченных символах и схематизированных образах, на арену выступила правда реальных человеческих отношений, правда природы. Пытливый ум, непосредственность чувства художника, которым проникнуто было готическое искусство, подготовили почву для широкого и глубокого возрождения реалистического искусства, сменившего готику в Италии в XV в.
Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы. Пластическая определенность художественных образов, конструктивная четкость, дерзание технической творческой мысли были определяющими в готической архитектуре при всей ее противоречивости. Это обстоятельство следует подчеркнуть, ибо в литературе постоянно встречается определение готики, сводящее ее специфические черты к частным, вторичным признакам: то к стрельчатой арке, то к нервюрной системе сводов, то к динамике «линеарного строения» целого, то к стремительному вертикализму, которому придавалось религиозно-мистическое значение, и т.д.
Между различными элементами готических конструкций существует тесная взаимосвязь. Для того чтобы облегчить стену, преодолеть ее массивность, нужно было заменить тяжелые цилиндрические своды более легкой системой крестовых сводов на нервюрах, локализующих распор в определенных точках. Это давало возможность разгрузить остальные части стен, расширить проемы. Для того чтобы принцип расчленения ранее равномерно нагруженной стены на облегченные и более нагруженные части довести до логического конца — до каркасной системы, нужно было увеличить стрелу подъема арок и сводов, уменьшив таким образом распор. Это, в свою очередь, вело к утверждению вертикального принципа композиции, к изменению общего вида и художественного образа здания. Крестовый свод на нервюрах был только средством, облегчившим переход к новой архитектурной концепции, в основе которой лежали поиски способов создания нового свободного пространства, облегчения массивной стены и громоздкого перекрытия. Готический стиль, таким образом, не был порождением устремленной к небесам творческой фантазии зодчего, но не был также и механическим следствием применения технических новшеств.
Свое наиболее яркое и полное выражение готическая архитектурная система получила в культовом зодчестве, особенно в строительстве больших соборов, которое стимулировало ее развитие и давало простор применению новых строительных приемов и декоративных принципов. Складывавшиеся здесь архитектурные формы стали органическими элементами художественной культуры своего времени. Они находили себе применение в строительстве и более мелких культовых зданий, а также и зданий гражданского типа, созданных готикой, — ратуш, больниц, бирж, дворцов знати. Именно в эпоху готики создавалась та планировочная структура и складывался тот архитектурный облик городов, которые на несколько столетий определили собой характер докапиталистического города.
Готика породила такое богатство архитектурного языка, такие пространственные композиции, каких не дала ни одна из предшествовавших ей архитектурных систем. Правда, в этом языке можно найти еще немало шероховатостей и даже затемненных мистицизмом оборотов, но может ли родиться новое в совершенном и законченном виде? А готика явила собой подлинно новый этап в развитии искусства.
Готическая архитектура развивалась преимущественно как архитектура городская. Она зародилась в связи с развитием городов и развивалась вместе с ними.
В разных странах, при разном уровне развития производительных сил, разных местных условиях и традициях, средневековые города чрезвычайно разнообразны даже в пределах одной лишь Западной Европы.
Но все же можно отметить ряд характерных черт, дающих основание для некоторых обобщений. К ним относятся, в первую очередь, процесс возникновения городов и их местоположение. Материальную основу зарождения городов в раннем средневековье составляло развитие ремесел и торговли. Но при этой единой основе конкретные условия формирования городов были различными. Города возникали иногда у подножия феодальных замков, иногда около монастырей; они вырастали и на новом необжитом, но удобном с точки зрения торговых сношений и обороны месте, или, наконец, специально создавались центральной властью в ее борьбе с местными феодалами (так называемые «королевские города» в ряде стран).