Корвей, Монастырская церковь. Сен Рикье, Монастырская церковь "Центула" - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Корвей, Монастырская церковь. Сен Рикье, Монастырская церковь "Центула"

Архитектура Западной Европы. Средние века > Раннее средневековье > Галлия и государство Каролингов
Корвей. Монастырская церковь, 873—885 гг. Реконструкция
Корвей. Монастырская церковь, 873—885 гг. Реконструкция
Корвей. Монастырская церковь, 873—885 гг. Интерьер вестверка
Корвей. Монастырская церковь, 873—885 гг. Интерьер вестверка
    В 822 г. в церкви монастыря Корвей был применен план в форме латинского креста. В 873—885 гг. к ее западному концу был пристроен сохранившийся в своей основной части многоярусный прямоугольный объем, завершавшийся шатровым покрытием, а по фасаду фланкированный двумя лестничными башенками, также прямоугольными в плане. Такая композиция, представлявшая собой развитие упоминавшихся раннекаролингских построений портальной части церкви и названная в дальнейшем "вестверком", получила со временем распространение в Северной Германии (в Саксонии и Вестфалии).
    Несмотря на отход от базилик восточного типа, отзвуком их в ряде случаев оставались строенные апсиды. Но быстрое развитие культа мощей и практики ритуальных процессий требовало пересмотра этой традиционной композиции.
    Первоначальный хор церкви монастыря Корвей подобно основному пространству был трехнефным, причем его боковые нефы, соединяясь, образовывали коридор, который обходил полукружие центральной апсиды. Общая композиция корвейской церкви свидетельствует о поисках наиболее выразительных и функционально оправданных решений. Однако поиски эти происходили скорее в Галлии, чем на востоке империи.
    Сооружения времени Каролингов на территории нынешней Франции уничтожены последующими перестройками. Но и тех фрагментарных остатков, которые дошли до нас, достаточно, чтобы показать, насколько выше было искусство галльских каменщиков по сравнению со строительной практикой к востоку от Рейна.
    В непосредственном соседстве с собором в Бове сохранилась западная часть предшествовавшего ему здания. Высокое качество кладки всей западной стены и особенно щипца — свидетельство давности мастерства местных каменщиков. Ныне памятник этот (Басс-Эвр) датируется обычно восьмым, а не девятым веком, как было принято раньше.
    К первой половине X в. относится церковь Сен Женеру, где качество каменных работ еще выше.
    Мастерство галльских каменщиков тем более знаменательно, что по соседству с Нейстрией, по-видимому, находился и центр композиционных исканий строителей эпохи Каролингов.
    Монастырь Корвей был основан группой монахов, приглашенных из пикардийского монастыря Корби, церковь которого в западном конце имела строение, напоминавшее сохранившийся вестверк церкви в Корвей.
Сен Женеру. Монастырская церковь, около 950 г.
Сен Женеру. Монастырская церковь, около 950 г.
Сен Рикье. Монастырская церковь ("Центула"), около 800 г. Миниатюра XI в.
Сен Рикье. Монастырская церковь ("Центула"), около 800 г. Миниатюра XI в.
Сен Рикье. Монастырская церковь. Реконструкция Конента
Сен Рикье. Монастырская церковь. Реконструкция Конента
    В то же время невдалеке от Аббвиля, т.е. в той же Пикардии, в последнем десятилетии VIII в. была завершена перестройка церкви крупнейшего монастыря Сен Рикье "Центула", явившаяся едва ли не важнейшим строительным предприятием эпохи. Известно, что сам Карл принимал живое участие в строительстве, обеспечив его средствами, рабочей силой и материалами.
    Сооружение это полностью утрачено, но хорошо известная реконструкция Эффмана, сделанная на основе описаний и миниатюры из рукописи XI в. и подкрепленная исследованиями Дюрана, ныне всеми признается как достоверная.
Сен Рикье. Монастырская церковь ("Центула"), около 800 г. Реконструкция Эффмана
Сен Рикье. Монастырская церковь ("Центула"), около 800 г. Реконструкция Эффмана
    Важнейшую часть этой трехнефной базилики с трансептом составлял вестверк, фасад которого был едва ли не первым выразительно расчлененным фасадом раннего средневековья. Его второй ярус завершался цилиндрическим барабаном, увенчанным колокольней со шпилем. Аналогичным вертикальным завершением был снабжен и второй барабан, над средокрестием. К востоку от трансепта прямоугольник хора служил продолжением среднего нефа и заканчивался широким полукружием единственной апсиды, открывавшейся в хор колоннадой. В углах примыкания хора к трансепту высилась вторая пара лестничных башенок.
    Исследования показали, что каменная кладка в западной части была доведена только до основания барабана, который, как и венчавший его шпиль, был деревянным. Все основное пространство было снабжено деревянным стропильным перекрытием.
    Из литературных источников известно, что в церкви соседнего монастыря Сен Вандрилль аналогичное завершение башни представляло собой деревянную мачту, на которой на разных уровнях были нанизаны "колеса" убывающего диаметра, что и составило каркас шпилеобразного завершения. Конент считает, что основанием для такой мачты могло служить сплетение стропил и ферм, перекрывавших часовню второго яруса и средокрестие.
    Таким образом, содружеством каменщиков и плотников была выработана композиционная схема крупной монастырской церкви, сложной пространственной организации которой (быть может, и не всегда оправданной) были приданы выразительные объемные формы. Возник специфически средневековый "северный" силуэт. Всей композиции, однако, не хватало еще той органической целостности, которую придает сдвинутым один к другому объемам функциональная логика конструкции, выполненной во всех своих взаимосвязанных элементах из однородного материала.
    Не способствовал впечатлению тектонического единства и характер убранства, типичный для времени Каролингов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому