Гранльё, Церковь Сен Филибер. Тур, Базилика Сен Мартен. Жерминьи-де-Прэ, Ораторий
Архитектура Западной Европы. Средние века > Раннее средневековье > Галлия и государство Каролингов
Фрески, сохранившиеся в обширной, перекрытой сводами крипте церкви Сен Жермен в Оксере (середина IX в.), раскрывают характер трактовки повествовательных сюжетов каролингскими мастерами. Помимо орнамента, напоминающего мотивы процветавшего в то время художественного ремесла, роспись изображает сцены из жизни св. Мартина. Фигуры проникнуты драматизмом, они динамичны и очень выразительны, но в то же время крайне далеки от той обобщенности, которая лежит в основе тектонической природы всякой монументальной живописи. Скорее это книжные миниатюры, увеличенные во много раз и поспешно перенесенные с пергамента на еще влажную штукатурку стен.
Оксер. Крипта церкви Сен Жермен, середина IX в.
Было справедливо замечено, что история германского декора — это история конфликта между функцией и декоративным средством, история развития орнамента из подчиненной категории в самостоятельную форму художественной выразительности. Лучшей иллюстрацией этого положения служит та независимость от архитектурной среды, которую в дальнейшем приобрела пластика в средневековом зодчестве Германии.
Подлинный синтез искусств в здании христианского храма был невозможен до завершения развития композиционной схемы здания средневековой церкви.
Поиски наиболее эффективной композиции апсидального конца церковного здания стимулировались возраставшей популярностью культа мощей. Когда паломничества приняли массовый характер и процессии поклоняющихся реликвиям проходили на фоне торжественного богослужения, когда увеличилось количество мощей, хранимых в церкви, и умножилось число алтарей, наилучшим решением оказался кольцевой обход вокруг хора с рядом капелл, исходящих лучами ("венцом капелл").
Гранльё. Монастырская церковь Сен Филибер, 836—839 гг.
Гранльё. Монастырская церковь Сен Филибер, 836—839 гг.
Однако этому красивому и логичному построению, к тому же не лишенному известной символики (завершение креста лучами сияния — нимбом), предшествовали долгие и упорные искания галльских строителей IX в.
Некоторые исследователи считают, что если зародыш схемы кольцевого обхода — в крипте церкви Сен Филибер, невдалеке от озера Гранльё, близ Нанта, то в своей законченной форме она была впервые создана во второй церкви Сен Мартен в Туре (913—918 гг.). Композиция восточного конца этой церкви тем более важна, что благодаря высокому уровню почвенных вод, исключавшему глубокое захоронение, она возникла на поверхности земли.
Существуют, однако, серьезные возражения против столь ранней датировки кольцевого обхода в Туре, относимого с большим основанием к зданию 994—1014 гг., построенному на месте сгоревшей церкви 918 г.
Подлинный кольцевой обход все же впервые, видимо, возник в самом сердце Галлии, в Оверни, славной своими традициями каменной архитектуры. Раскопки на месте старого здания собора (освящен в 946 г.) в Клермоне отчетливо показали наличие перекрытой сводами прямоугольной крипты, окруженной коридором, из которого лучеобразно исходят четыре капеллы. Предполагается, что эта композиция крипты была повторена на уровне земли, что делало капеллы двухъярусными.
Тур. Базилика Сен Мартен, X в. Раскоп фундаментов апсиды
Церковь Сен Филибер в Гранльё, помимо плана в форме латинского креста, ясно выраженного средокрестия и довольно сложной крипты, имеет и другую особенность, чрезвычайно важную для дальнейшего развития средневековых каменных конструкций. Обычные прямоугольные в сечении устои, сменившие колонны в рядовых церквах времени Каролингов, впервые получили здесь сложное крестообразное сечение благодаря дополнительным прямоугольным утолщениям, на которые опираются как массивные арки, разделяющие нефы, так и тяжелые пилястры со стороны среднего нефа, возносящиеся под самые фермы перекрытия.
Жерминьи-де-Прэ. Ораторий, 806 г.
Почти современный собору в Ахене ораторий Жерминьи-де-Прэ (806 г.) — сплошь сводчатое, хотя и небольшое сооружение, искаженное в XIX в. невежественной реставрацией. Основное пространство разделено четырьмя столбами на девять прямоугольников. Центральное пространство возносится в виде башни, покоящейся на четырех арках, соединяющих столбы. Угловые квадраты перекрыты куполами на тромпах, а осевые — цилиндрическими сводами, упирающимися в апсиды, которые со всех четырех сторон примыкают к основному объему (тетраконх) (боковые апсиды были, возможно, добавлены позднее и в разное время: они расположены не по оси и несколько отличаются одна от другой). По сторонам восточной апсиды были первоначально расположены апсидиолы.
Эта изящная, сплошь каменная постройка, перекрытие которой, подобно Ахенской капелле, проникнуто безупречной логикой взаимосвязанных каменных конструкций, должна была иметь несколько восточный колорит, напоминая тетраконхи Сирии и Малой Азии. Восточный колорит в интерьере к тому же подчеркнут подковообразным очертанием арок. Такие арки, однако, указывают скорее на вестготские источники оратория Жерминьи-де-Прэ, тем более, что инициатор постройки — епископ Теодульф — был по происхождению вестготом, выходцем из Нарбоннской Галлии (Септимании).
Жерминьи-де-Прэ. Ораторий, 806 г.