Церкви Сан Гилем ле Дезер, Корнейа де Конфлан, Риполь - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Церкви Сан Гилем ле Дезер, Корнейа де Конфлан, Риполь

Архитектура Западной Европы. Средние века > Раннее средневековье > Пиренейский полуостров и Ломбардия

Заказ работы

Введите название работы
Введите предмет работы
Введите тип работы
Введите дату сдачи
Введите email
Введите валидный email
Сан Гилем ле Дезер. Монастырская церковь, IX—XII вв.
Сан Гилем ле Дезер. Монастырская церковь, IX—XII вв.
    Расположенная у горловины ущелья, в местности, полной дикого величия, также относящаяся в XI в. (освящена в 1076 г.), церковь бенедиктинского аббатства Сан Гилем ле Дезер (департамент Эро), основанного здесь еще в 804 г., по общей композиции напоминает церковь Сан Пере. Но в начале XII в. ее богато украшенная ломбардским декором апсида была перестроена (нервюрный свод нартекса относится к концу XII в., а башня — к XV в. Проданный на слом мраморный клуатр в конце концов очутился в нью-йоркском музее клуатров).
Корнейа де Конфлан. Монастырская церковь, XI в.
Корнейа де Конфлан. Монастырская церковь, XI в.
    В несколько более поздней церкви Корнейа де Конфлан (департамент Восточных Пиренеев) ломбардский декор и кампанила сочетаются с зубчатым парапетом мосарабского типа. С каждой стороны выступающей средней апсиды — по две апсидиолы, в данном случае заглубленные в толщу восточной стены трансепта.
    Олиба, возглавив Риполь — важнейший монастырь Каталонии, начал в 1020 г. постройку новой церкви, законченной в 1032 г. и посвященной св. Марии. Ее композиция была явно навеяна архитектурой раннехристианского Рима: это величественная пятинефная базилика с Т-образным планом, где, однако, с каждой стороны большой центральной апсиды расположено по три апсидиолы.
    Из-за массивности конструкций здание кажется консервативным: обширные объемы делали экспериментирование опасным. Тем не менее постройка суммирует творческое развитие каталонской архитектуры и является, безусловно, ее наивысшим достижением.
Риполь. Монастырская церковь, 1020—1032 гг.
Риполь. Монастырская церковь, 1020—1032 гг.
    Взаимодействие мосарабского и ломбардского строительного искусства сделало возможным не только перекрыть обширное пространство тяжелыми цилиндрическими сводами римского типа, но и придать всему зданию чрезвычайно ритмичную объемную композицию и суровый, но выразительный фасад. Над средокрестием появилась акцентирующая его восьмигранная башня. Загроможденный тяжелыми опорами, интерьер главного нефа был в свое время расписан фресками. Сохранились участки инкрустированного мрамором пола с изображениями дельфинов и драконов.
Риполь. Монастырская церковь, 1020—1032 гг.
Риполь. Монастырская церковь, 1020—1032 гг.
    Некоторые исследователи считают, что распространившаяся в XI—XII вв. в тематике скульптурного декора порталов апокалиптическая тема впервые возникла в Каталонии. Хотя барельефы, украшающие портал Рипольской церкви, и относятся к XII в., не исключено, что идея применения сюжетного (повествовательного) скульптурного декора порталов зародилась именно в этом монастыре, славившемся своей библиотекой и скрипторием.
    Пиренейский мрамор издавна служил благодарным материалом местным мастерам, изготовлявшим из него капители, особенно для клуатров Каталонии и Лангедока.
Каталонские капители X—XII вв.
Каталонские капители X—XII вв.
    В большой монастырской церкви Сан Висенте де Кардона (1020—1044 гг.), имеющей в плане форму латинского креста и также сплошь перекрытой сводами, средокрестие увенчано куполом, а свод главного нефа настолько выше боковых, что допускает прямое освещение через верхний ряд окон.
    В постройках, подобных Рипольской базилике и церкви Сан Висенте, как бы подводился итог пятисотлетнему композиционному и конструктивному развитию здания раннесредневековой церкви. В этом отношении неоспоримы выдающиеся достижения ломбардо-каталонской архитектуры, которую исследовавший ее архитектор П. де Кадафальк назвал "первым романским стилем". Термин этот не вполне удачен, поскольку каменные перекрытия — не единственный признак романской архитектуры.
    Одновременно с архитектурой Каталонии развивалась и архитектура других областей империи Каролингов, особенно будущей Франции. Здесь к XI в. уже наметились значительные достижения в области объемно-пространственных построений, во всяком случае более прогрессивные, чем так называемый "первый романский стиль".
    Несомненно, однако, что только решительные успехи, достигнутые ломбардо-каталонскими и мосарабскими строителями как в области каменных конструкций и тектонического декора, так и в сфере архитектурной пластики, сделали возможным возникновение в XI в. той законченной в себе и вполне самостоятельной архитектуры, которая с XIX в. известна как "романская".
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому