Чивидале, "Лангобардский храмик"
Архитектура Западной Европы. Средние века > Раннее средневековье > Пиренейский полуостров и Ломбардия
Гораздо ближе к северным композициям оказалось в этом отношении второе направление в прогрессивном развитии каменных конструкций, наметившееся к IX в. в другом районе средиземноморского побережья Западной Европы, а именно в Ломбардии, где сводчатые перекрытия стали применяться к принятому и к северу от Альп традиционному типу трехнефной базилики. Ломбардские конструкции проникали на север через Альпы с тем большей легкостью, что окончательно завоеванная Карлом Великим Ломбардия с конца VIII в. стала частью его империи.
Сложившаяся к концу X в. и представленная множеством более или менее сохранившихся, но плохо датированных памятников, архитектура Северной Италии была во второй четверти XX в. тщательно исследована и по географическому признаку названа "ломбардской". К лангобардам она никакого отношения не имеет.
Более чем какие-либо иные германские племена, именно лангобарды оставались верными собственной культурной традиции, вовсе не смешиваясь с населением завоеванной страны. Об их рядовом строительстве почти ничего не известно, а то, что строилось при них местными мастерами, видимо, мало чем отличалось от форм, которые в то время господствовали в Риме и в Равенне. Такая постройка VII в. в Павии, как разрушенная в 1815 г. ротонда "ин Пертика" (около 677 г.), была не более как вариантом ротонды Сант Анджелло в Перуджии (VI в.), в свою очередь повторившей в уменьшенном масштабе римскую ротонду Сан Стефано. Трехлепестковая апсидальная часть павийской базилики VII в. — вариант многочисленных восточных композиций этого рода.
Скорее о господствовавших в то время в Италии восточных приемах говорит обилие центрических планов. Во всяком случае лангобардское происхождение герцога Арики еще не делает лангобардской его центрическую капеллу в Беневенте, и описываемое современными источниками мастерство кирпичной кладки в Ломбардии коренится скорее в памятниках Равенны, чем в традициях зодчества самих лангобардов, преимущественно деревянного.
Чивидале. "Лангобардский храмик", 762—776 гг.
Особняком стоит среди памятников времени лангобардов так называемый "лангобардский храмик" — ораторий св. Марии в Чивидале. Наружные формы его очень просты, но интерьер богато украшен. В хоре покоятся на колоннах три параллельных цилиндрических свода, в то время как неф перекрыт крестовым. Важнейшее значение имеют великолепно сохранившиеся лепные фигуры полихромного фриза, энергично смоделированного в глубоком рельефе. Здание обычно приписывается королеве Пельтруде (762—776 гг.), поддерживавшей тесные связи с югом Италии. Есть предположение, что стуковый рельеф, если не весь памятник, был выполнен неизвестным византийским мастером.
Чивидале. "Лангобардский храмик", 762—776 гг.
В VII в. подобно вестготам и лангобарды приобщились к господствующей церкви, что вызвало некоторое оживление строительной деятельности. К этому времени в Ломбардии, видимо, уже существовали коллективы строителей, поскольку эдикт короля Ротари (643 г.) упоминает о корпорации строителей (magistri comacini), в которой, подобно позднейшим цехам, регулировались вопросы ответственности, обучения и оплаты. Этимология слова "комачини" не выяснена. Во всяком случае она не связана с озером Комо, как думали раньше. Термин рано вышел из употребления и уже в X в. был заменен термином "ломбардец", что на юге Европы со временем стало синонимом всякого строителя-каменщика.
С усложнением конструкций и увеличением объема работ росла специализация мастеров, членов артели, что делало коллектив неделимым. Источники богаты сведениями о переезде таких коллективов с места на место, причем практика посылки артелей строителей и мастеров даже в удаленные места впервые возникла именно в Ломбардии. "Magistri comacini" имели давнюю репутацию первоклассных строителей. Им, в частности, принадлежит заслуга создания новой конструкции стены, которую они, в отличие от предшествующей практики, уже не возводили из облицованного бутобетона.
Впервые на Западе именно они стали практиковать сплошную регулярную кладку стены и наряду с различной формой перевязки рядом кирпича ввели продолговатый кирпич византийского типа (opus гоmanense). Иногда ломбардские строители применяли каменную облицовку, для чего камень раскалывался до размеров кирпича (opus gallicum). Во всех случаях, однако, самое ядро стены представляло собой кладку, хотя и грубую, но выложенную с известной тщательностью. Исследователи отмечают высокое качество раствора, применявшегося ломбардцами.
Прочность стен и опор позволила развить сводостроение тем более, что запас популярных в прошлом античных колонн, плохо соответствовавших сводчатым перекрытиям, истощился и в Италии. Своды выкладывались с применением кружал. Основным типом свода оставался крестовый, хотя иногда выкладывались и цилиндрические, причем ломбардцы всегда избегали цилиндрических сводов на очень высоких уровнях. В самой Ломбардии сводчатые перекрытия долго применялись только в апсидальной части здания.
Плоские контрфорсы, лопатки, пилястры, иногда просто незначительные утолщения кирпичной или каменной стены, связанные между собой такими же плоскими арками, а также обегающий все здание аркатурный фриз — вот скупое наружное убранство ломбардских построек. Этот декор членит любые поверхности от стен и фасадов до апсид и башен. Его ломбардское происхождение несомненно, хотя подлинные истоки его лежат, вероятно, в древней архитектуре Востока. Возможно, что в Ломбардию этот типичный для нее декор проник из Равенны. Он стал неизменным конструктивно-художественным элементом ломбардских построек и присутствует всюду, куда проникла ломбардская архитектура, не исключая далекой Скандинавии.