Мавзолей Теодориха, Базилики Сант Аполлинаре Нуово и Сант Аполлинаре ин Классе
Архитектура Западной Европы. Средние века > Раннее средневековье > Раннехристианская церковь как новый архитектурный тип
Равенна. Мавзолей Теодориха, около 520 г.
Равенна. Мавзолей Теодориха, около 520 г.
В отличие от других памятников Равенны, монументальный мавзолей Теодориха (около 520 г. н.э.) сложен не из кирпича, а из хорошо отесанных блоков привозного известняка без раствора. На массивные стены десятигранника как бы водружен полый цилиндр несколько меньшего диаметра, покрытый "крышкой" — монолитом в форме плоского купола. Возможно, что мавзолей был задуман как элемент ансамбля, оставшегося неосуществленным за смертью Теодориха (526 г.).
Октогон сильно перестроенного Баптистерия ариан (ныне церковь Санта Мариа ин Космедин) напоминает Баптистерий православных, включая мозаику купола, которой он был украшен в IV в., очевидно уже после падения государства остготов.
Важнейшей культовой постройкой времени Теодориха был столичный собор остготов, уже во второй половине VI в. переименованный в базилику св. Мартина, а в середине IX в. в "новую церковь св. Аполлинария" (ныне Сант Аполлинаре Нуово).
Равенна. Базилика Сант Аполлинаре Нуово, начало VI в.
Эта сооруженная в начале VI в. и в 1950 г. реставрированная трехнефная базилика без трансепта, как и другие церкви Равенны, ориентирована на восток. Широкий и величественный средний неф с его соединенными арками 24 колоннами, доставленными из Константинополя, типичен для Равенны. Особенностью равеннских колонн с VI в. становится не только исчезновение энтазиса, но и введение между капителью и пятой арки особого промежуточного элемента — трапецеидальной "подушки". Эти "подушки" (пульваны), увеличившие площадь сопряжения, были византийского происхождения.
С особой силой, однако, византийские влияния сказались на характере украшающих базилику богатых, выполненных на золотом фоне, мозаик. Они разновременны, причем лишь расположенные в верхней зоне относятся к раннему периоду. Древнейшей частью этих мозаик являются фигуры волхвов, одежды которых напоминают германские, но фигуры еще полны жизни и движения.
В остальном, однако, два монотонных ряда персонажей, составляющих обе процессии, уже проникнуты настроением, которое в VI в. не только сковало византийскую монументальную живопись господством потусторонней символики, но и придало ей официально-придворный характер, подчеркнутый великолепием одежд и натянутостью поз. Такая живопись, обратившая образы "золотой легенды" раннего христианства в художественное выражение верноподданничества и чинопочитания, не могла импонировать беспокойному воображению северных племен.
Тем не менее в базилике Сант Аполлинаре Нуово, как, впрочем, и во всей архитектуре Равенны времени остготов, еще нет ничего, что указывало бы на проникновение германских влияний в позднеримское строительное искусство. Лишь изредка в деталях декора заметны отголоски народной художественной традиции пришельцев.
Правление императора Юстиниана I (527—565 гг.) ознаменовалось расцветом Византии, непосредственно отразившимся и на архитектуре Восточной империи. С другой стороны, смерть Теодориха, совпавшая с воцарением Юстиниана, повлекла за собой ослабление государства остготов. Долгие войны, предпринятые Византией ради возвращения Италии, привели к захвату Равенны (539 г.), а затем и к окончательному падению королевства преемников Теодориха (555 г.).
В качестве резиденции имперского наместника (экзарха) Равенна вплоть до 751 г. оставалась в руках Византии, хотя основная территория Италии уже в 568 г. оказалась снова под властью германцев — лангобардов, — вторгшихся в ослабевшую страну с северо-востока.
Несмотря на все злоключения "готской" войны, вторая четверть VI в. была и в Равенне отмечена большой строительной активностью византийцев. "Арианство" готов настолько мало сказалось в общей композиции их главного собора, что большая базилика Сант Аполлинаре ин Классе, начатая строительством около 536 г. и освященная в 549 г., в основном повторила базилику св. Мартина.
Равенна. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе, VI в.
Равенна. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе, VI в.
Сант Аполлинаре ин Классе — один из лучших сохранившихся примеров развитой раннехристианской базилики вообще. Великолепное трехнефное сооружение, как обычно в Равенне — без трансепта, но с довольно сложным по композиции нартексом, реставрированным и перестроенным (его асимметрия объясняется утратой северного пилонообразного выступа), с входом по оси и открытой аркадой на беломраморных колоннах, имеет многогранную снаружи апсиду, по сторонам которой — две небольшие апсидиолы. Кирпичные стены оживлены плоскими контрфорсами — лопатками с пристенными арками. Таким образом, получив известное тектоническое единство и ритмические членения, наружные формы базилики приобрели, в отличие от римских базилик, архитектурно-художественную выразительность.
Равенна. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе, VI в.
Внутреннее пространство Сант Аполлинаре ин Классе, как это обычно для ранних базилик, состоит из залитого светом широкого среднего нефа и сравнительно узких и слабо освещенных боковых. Двадцать четыре колонны из серого мрамора с белыми прожилками, снабженные своеобразными капителями с кружевным рисунком, были уже специально изготовлены для этого здания.
Однако и в этой равеннской базилике отсутствуют галереи над боковыми нефами. Убранство интерьера много беднее интерьера Сант Аполлинаре Нуово: мраморная облицовка стен была еще в середине XV в. похищена, а медальоны над главными аркадами, изображающие всех архиепископов Равенны, маловыразительны и к тому же относятся к XVIII в. и позднейшему времени. Только реставрированные мозаики апсидальной части — первоначальные.
Постройку Сант Аполлинаре ин Классе иногда приписывают Юлиану Аргентарию, который, как предполагают, был строителем и другой важнейшей постройки Равенны.