Церкви. Основные особенности 2
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Англии
В самой Нормандии в романский период встречались редкие случаи перекрытия центрального нефа сводом. Но в Англии подавляющее большинство сооружений романской эпохи имело деревянное перекрытие центрального нефа, и собор в Дэрхеме — одно из немногих исключений. Многие английские соборы, восходящие к романской эпохе, и сейчас еще в центральных нефах сохраняют свое деревянное перекрытие. Сводчатые перекрытия применялись лишь в боковых нефах (крестовые своды) и в апсидах (полукупола).
Существует предположение, что вся система нормандских конструкций была изначально рассчитана на последующее каменное перекрытие. В доказательство этого обычно приводится тот факт, что ствол полуколонны, примыкающий к опоре со стороны центрального нефа, в нормандских сооружениях обычно возносится под самое покрытие. Если бы этот ствол не предназначался для несения будущего свода, то он был бы бесцелен, что исключалось целесообразностью романских конструкций.
Некоторые театральность и экзальтация, свойственные южно-французскому культу, были чужды и англосаксам, и нормандцам. Зрелищная сторона богослужения не определяла композиции интерьера романских церквей Англии в той мере, в какой это имело место на "латинском" Юге. Чтобы полностью отрезать неф мирян от хора монахов и духовенства, между хором и средокрестием много раньше, чем где-либо на континенте, стали воздвигать каменную перегородку, высокую, иногда двойную, с перекрытием, на котором впоследствии устанавливали орган. В таких условиях молящиеся не видели священника, как и самого богослужения, и должны были довольствоваться лишь доходившим до них бормотаньем монахов и пением хора.
Доступ к главному алтарю был мирянам закрыт, а для свадеб, панихид и крещений существовали дополнительные алтари в трансепте и боковых нефах. Таким образом, весь эффект ритмично расчлененного нефа, устремляющегося навстречу алтарю и хору, утрачен, ритм резко прерывается внезапно возникающей поперечной стеной. Весь пространственный эффект средокрестия разрушен. В чисто монастырских церквах предусматривалась и вторая перегородка, вовсе отсекавшая неф от средокрестия.
Типичные для нормандской школы башни вполне соответствовали англосаксонским традициям. Подавляющее большинство романских церквей Англии имеет центрально расположенные прямоугольные в плане башни. Дополнительные башни часто, по нормандской схеме, фланкируют западный фасад (Дэрхем, Саутуэлл), но иногда верх берет местная традиция, и единственная западная башня располагается по продольной оси (Винчестер, Или). Встречаются башни над ветвями трансепта при отсутствии центральной башни (Эксетер). В Хирфорде, как отзвук каролингских построек, башня над средоскрестием фланкирована башнями над боковыми нефами хора.
Вопрос о покрытии башен в Англии все еще неясен. Судя по описаниям ранних авторов, западные башни собора в Саутуэлле были покрыты квадратным в плане пирамидальным завершением со свинцовой кровлей.
Из ранних центральных башен единственно уцелевшая — башня собора в Сент Олбансе. Из более поздних лучше всего сохранились центральные башни в Нориче, Тьюксбери, Саутуэлле, а также башни собора в Эксетере.
Трактовка западного фасада, естественно, зависела от наличия или отсутствия фланкирующих его башен. Там, где они отсутствуют (собор в Рочестере), западный фасад с его главным фронтоном служит простым и логичным торцом нефа. Иногда вертикальные членения фасада подчеркнуты декоративными башнями. В Тьюксбери фасад представляет собой шесть гигантских перспективно расположенных арок. Фасад собора в Или много потерял в результате гибели северной ветви его западного трансепта, и все же высокая башня, поставленная по оси, делает этот фасад одним из самых впечатляющих в Англии.
Восточные фасады, в отличие от романского юга Франции, в архитектуре Англии XI—XII вв. никогда не акцентировались, а нартексы были редки даже в монастырских церквах. Нартекс собора в Саутуэлле перекрыт цилиндрическим сводом.
Немногочисленные каменщики-иноземцы при строительстве такого масштаба должны были во многом полагаться на местную рабочую силу, имевшую очень незначительный опыт строительства в камне. Естественно, что при выполнении грандиозной строительной программы приходилось жертвовать качеством ради количества. Массивность и мощь церквей и соборов в Англии, как правило, только кажущиеся. Между регулярной кладкой наружных и внутренних стен — весьма слабое заполнение щебенкой на очень плохом растворе. В XVII в. Кристофер Рен обнаружил, что заполнение мощных на вид стен старого собора в Лондоне крошится при малейшем давлении (впрочем и в построенном самим Реном новом соборе св. Павла был обнаружен тот же дефект: заполнение главных опор оказалось слабым, и в 1925—1930 гг. оно было укреплено (раствор нагнетался под большим давлением в ядро главных опор)). Для закладки фундаментов не существовало каких-либо правил. В Дэрхеме фундамент заглублен на 4 м и упирается в материковую скалу, в то время как в Сент Олбансе в 1936 г. было обнаружено, что фундамент стен не достигает в глубину и 15 см. Неудивительно, что еще в 1323 г. здесь рухнуло несколько аркад.
На западе страны пользовались местным камнем. На юго-востоке много строили из привозного нормандского известняка (из канских каменоломен). Собор в Сент Олбансе в основном построен из римского кирпича, который добывали из развалин соседнего римского порта Веруламия.
В интерьерах господствовал нормандский декор — преимущественно геометрический орнамент, которым украшались нередко сплошь все стволы опор. Англосаксонские кубические капители начали уступать место коринфским только со второй половины XII в., когда с внедрением местного пербекского мрамора пышный растительный орнамент стал вытеснять геометрический. Широкое распространение получили настенные перекрещивающиеся аркатуры — декоративный прием нормандской школы.
Невозможно судить об интерьерах романских церквей Англии по их современному состоянию. Теперь бесспорно доказано, что свойственная средневековому человеку страсть к яркой полихромии проявлялась не только в красках иллюминованных рукописей или в геральдике. Очень часто интерьеры романских церквей украшались росписью или полихромным орнаментом. В соборе в Сент Олбансе по тонкому слою штукатурки были проведены красные линии, имитировавшие рисунок кладки. Клинья арок обычно покрывались попеременно синей и красной краской. В Других случаях фриз из разноцветных шевронов обегает кромки арок. В крипте капеллы св. Габриэля в Кентербери сохранились фрески, представляющие собой шедевр живописи XII в. Остатки указывают на то, что здесь стены, своды, центральная опора и ее капитель были сплошь покрыты яркой росписью.
Иконоборчество реформации, не говоря уже о разрушительной ярости пуритан XVII в., уничтожало не только монастыри, но и украшавшие их произведения искусства. Почти все ранние средневековые витражи Англии погибли; только соборы Йорка и Кентербери сохранили образцы средневековых витражей, да и то относящиеся главным образом к XIII—XIV вв. и к более позднему времени. Погибли также скульптурные украшения многочисленных алтарей и капелл, а также деревянные элементы интерьеров, покрытые краской и позолотой.
Теперь уже ясно, что интерьеры романских соборов Англии в свое время вовсе не были исполнены какой-либо "суровой обнаженности масс", ради которой один из реставраторов XIX в. стесал на глубину 5 см все стены и опоры Дэрхемского собора, дабы "усилить эффект кладки".
За очень редким исключением (соборы в Солсбери, в Личфильде) старые соборы Англии отражают все периоды ее средневековой архитектуры, начиная с романской. Почти ни один памятник (кроме возникавших с XIII в.) не является однородным; в большинстве случаев они представляют собой продукт готических напластований на романское ядро. Даже такой, казалось бы, "готический" собор, как Линкольнский, имеет романские порталы. В некоторых случаях (хор собора в Глостере, собор в Винчестере) романский остов совершенно скрыт под готическими одеждами. Собор в Йорке представляет собой сочетание архитектурных форм всех периодов средневекового зодчества Англии.
Сохранилось, однако, несколько сооружений, в существе своем так и оставшихся романскими. Почти полностью дошли до нас романская часть собора в Нориче, собор в Дэрхеме, а также соборы в Или, Сент Олбансе, Питерборо, Глостере и др.
При всем единообразии строительства нормандцев во второй половине XIII в. в крупных сооружениях выявились, однако, некоторые местные особенности.
На юго-востоке страны строились нефы огромной длины, причем в пропорциях горизонтальных членений центрального нефа и хора высота главных аркад, трифориев и верхних ярусов окон была почти равной. Чаще всего применялись комбинированные опоры сложного профиля.
В декоре особое развитие получил мотив пересекающихся глухих аркатур, которыми украшали стены как внутри, так и снаружи (соборы в Сент Олбансе, Или, Нориче, Питерборо).
На западе предпочитали значительно менее вытянутые нефы. Здесь господствовали массивные опоры круглого сечения. Высота яруса трифориев была незначительной по сравнению с главной аркадой и верхним рядом окон. В декоре преобладал геометрический орнамент (соборы в Глостере, Тьюксбери).
Особенности архитектуры севера были выражены менее определенно: здесь нередко смешивались приемы юго-востока и запада.
Наиболее характерным был прием чередования тяжелых и облегченных опор.