Церкви. Основные особенности
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Англии
По причинам, общим для всей архитектуры раннего средневековья, крупное храмостроительство занимает решающее место в английской архитектуре романского периода.
Размах строительства, его одновременный и повсеместный характер, а также невиданные в те времена масштабы самих сооружений позволили нормандской школе именно на английской земле развить свои прогрессивные особенности, впрочем не без влияния на этот процесс местной строительной традиции.
За первые 35 лет нормандского владычества было построено около 95 больших и поразительно единообразных церковных сооружений, в которых нормандская школа французской романики господствовала настолько безраздельно, что английские исследователи называют весь романский период своей архитектуры периодом "нормандским" (нормандские влияния стали проникать в Англию еще при Эдуарде Исповеднике (1042—1066 гг.).
Раскопки показали, что церковь Вестминстерского аббатства (освящена в 1065 г.) отличалась рядом особенностей, свойственных нормандской школе: две западных башни, над средокрестием башня-фонарь, шесть сдвоенных травей в нефе и трехапсидный (бенедиктинский) план хора типа монастырской церкви в Берна (Нормандия)). Однако уже в типологии этих сооружений с самого начала обнаружились особенности, вовсе неизвестные на континенте.
Хотя ведущим типом и здесь первоначально оставалась монастырская церковь, большое внимание было обращено на строительство соборов, размеры которых не были оправданы зачаточным состоянием тех городов, где они сооружались. Эти соборы были задуманы Вильгельмом и его прелатами как церкви смешанного типа, призванные служить одновременно и монастырской церковью для многолюдных бенедиктинских конгрегаций, и храмом для мирян.
Вместе с тем и монастырские церкви благодаря своим масштабам широко обслуживали окрестное население. Постоянный контакт монашества с народом обеспечивал угодный короне контроль черного духовенства над местным населением. Грань между монастырской церковью и собором оказалась стертой. Такая типологическая особенность сразу же сказалась на построении плана. Измененными оказались обычные для Нормандии пропорции старобенедиктинского плана: неф вытянулся в длину как в монастырских церквах, так и в соборах. Длина нефа монастырской церкви Бери-Сент-Эдмундс достигла 12 травей, собора в Нориче — 14 травей против обычных в Нормандии 6—7 травей.
С другой стороны, присутствие монахов в соборах потребовало удлинения и хора с двух травей до трех, а потом и до четырех. В результате планы английских церквей оказались вытянутыми в длину. К началу готического периода хоры и нефы некоторых соборов стали почти равны по длине (соборы в Лондоне и в Личфильде). Общая протяженность монастырской церкви Сент Олбанс достигла 155, Винчестерского собора —170 и старого романо-готического собора св. Павла в Лондоне —177 м. В период Реформации (1540 г.) многие монастырские церкви были переименованы в соборы.
Соборы в Глостере, Питерборо, Или и многие другие в прошлом были монастырскими церквами. Хотя романская архитектура Англии в настоящее время в основном представлена рядом больших соборов, в действительности она была архитектурой монастырской по преимуществу. Об этом, в частности, говорят монастырские постройки, примыкающие к нынешним соборам.
Каковы бы ни были изменения в пропорциях плана, схема его построения в XI—XII вв. оставалась неизменной и вполне соответствовала принятой в Нормандии. В западной части церкви господствует обычный план трехнефной базилики с резко выступающим трансептом. Хор, первоначально в два пролета, завершается полукруглой в плане апсидой. Он имеет боковые нефы, которые также завершаются апсидами, расположенными по сторонам средней, причем иногда боковые апсиды, полукруглые изнутри, снаружи заканчиваются плоско. Ветви трансепта также снабжены одной-двумя апсидиолами. Нередко трансепт имеет дополнительный, восточный неф, куда открываются его апсидиолы. Изредка есть еще и западный неф, связанный с восточным торцовым переходом; в этом случае боковые нефы как бы обходят весь периметр здания.
План с тремя ориентированными на восток апсидами — это бенедиктинский план нормандских церквей в Бернэ, Серизи-ла-Форэ и др. Именно эта схема плана была применена в Кентерберийском соборе, начатом в 1070 г., а также в соборах, начатых строительством в Линкольне (1072 г.), Рочестере (1077 г.), Дэрхеме (1093 г.) и в монастырских церквах Сент Олбанс (1077 г.), Или (1081 г.) и многих других.
Собственно в Нормандии, где осторожный Вильгельм покровительствовал старобенедиктинскому ордену, находившемуся в оппозиции Клюни, овернский план хора с кольцевым обходом, настойчиво насаждавшийся клюнийцами во всей остальной Франции, прививался сравнительно медленно. Однако в Англии конца XI в. этот план хора встречается часто, причем независимо от места: таковы соборы в Винчестере, Устере, Нориче и, конечно, церковь клюнийской конгрегации — Сент Льюис.
В интерьере, согласно нормандской схеме, господствовали три яруса горизонтальных членений: главная аркада, ярус трифориев и верхний ряд окон, ставший в пасмурной Англии тем более необходимым.
Что касается соотношения высоты трех ярусов, то были приняты обе нормандские схемы пропорций: более ранняя, при которой главная аркада вдвое выше венчающего ее пояса трифориев (монастырские церкви Бернэ, Жюмьеж), и более поздняя, где аркада и трифории имеют примерно равную высоту (Сент Этьенн в Кане, церковь монастыря в Серизи-ла-Форэ).
В Сент Олбансе высота трифориев равна половине высоты главной аркады, а в Глостере она и того меньше. В Нориче, Или и Саутуэлле высота трифориев почти равна высоте аркад.
Опоры, применявшиеся в Англии, распадаются на три типа: прямоугольные, сложные и цилиндрические. Прямоугольные в крупных церквах применялись редко. С незначительными усложнениями этот тип применен в Сент Олбансе, где простота профиля диктовалась свойствами материала (кирпич). Сложные опоры, применявшиеся во второй половине XI в. и в Нормандии, возникли через добавление к прямоугольным опорам полукруглых стволов, а иногда еще и плоских пилястр между такой полуколонной и прямоугольным ядром опоры.
Особое место занимали цилиндрические опоры, употреблявшиеся либо попеременно со сложными (собор в Дэрхеме), либо сплошь (монастырские церкви в Глостере, Тьюксбери). Эти типичные для романской Англии опоры отличаются своей высотой и массивностью (диаметр до 2 м при высоте до 10 м). Благодаря таким размерам опор пояс трифориев и оконный ряд кажутся незначительными. Во Франции изредка встречались цилиндрические опоры, но они скорее напоминали колонны и имели иное конструктивное значение (перекрытые сводами церкви Сен Савен-сюр-Гартомп и Сен Филибер в Турню). Вполне вероятно северное происхождение английских опор круглого сечения — конструкции, возможно навеянной воспоминаниями о мощных дубовых столбах англосаксонских деревянных церквей. Недаром этот популярный тип опор применен в ряде сельских церквей того времени. Принцип чередования простых, облегченных опор со сложными уже встречался в Нормандии, хотя истоки этого приема, видимо, восходят к Ломбардии.
Простые нормандские арки прямоугольного сечения с валиком становятся в Англии сложнее, причем новый профиль логически согласован с усложнившимся профилем опор.
Расположенный над сводами боковых нефов ярус трифориев открывается в неф тройной, двойной или одиночной аркой на каждый пролет главных аркад. Этот очень важный элемент нормандских сооружений был формой вовсе неизвестной в базиликах англосаксонской Англии. Хотя он, в отличие от галерей (хоров) времени Каролингов, и не имел прямого функционального назначения, казалось рациональным как-нибудь использовать узкое и темное пространство между сводом бокового нефа и покрывающей его покатой кровлей. Плоскость стены между аркадой и верхним рядом окон получала таким образом эффектное и в то же время рациональное членение: арки трифориев усиливали конструкции и экономили материал (камень был дороже труда каменщика). Самое пространство яруса трифориев освещалось либо только из нефа, либо еще и небольшим окном с внешней стороны, и в этом случае трифории служили также дополнительным источником освещения центрального нефа (соборы в Питерборо и особенно в Глостере и Нориче).
В Нормандии трифории иногда перекрывались крестовыми сводами (церковь в Жюмьеже), иногда половиной цилиндрического. В Англии, поскольку отсутствовал свод над центральным нефом, нередко трифории вовсе не имели каменного перекрытия. В Глостере они перекрыты половиной цилиндрического свода. В Дэрхеме в ярус трифориев выходят аркбутаны, подпирающие центральный свод. Развитые еще овернской школой, трифории получили особое значение в высоких, непосредственно освещенных нефах нормандских церквей. Характеристика узких и длинных интерьеров английских соборов в решающей степени определяется как относительными пропорциями трифориев (достаточно сравнить трифории соборов Глостера и Саутуэлла), отчетливо членящих боковые плоскости, так и теми дополнительными цезурами, которые вносят в ритм главных аркад суб-арки, вписанные в основные пролеты трифориев (Дэрхем, Сент Олбанс).
Над трифориями помещался верхний ряд окон, чаще всего по одному окну на каждый пролет (травею) главных аркад. Нередко перед окнами сооружались декоративные аркады. В ряде случаев в промежутках между окнами в толще стены предусматривались служебные проходы.