Дижон, Сен Бенин. Турню, Сен Филибер - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Дижон, Сен Бенин. Турню, Сен Филибер

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
    Аббат монастыря Сен Бенин, ломбардец Вильгельм из Вольпьяно, посланный реформировать монастыри Нормандии, насаждал там бенедиктинский план церкви Клюни-2. Однако для грандиозной церкви собственного монастыря он предпочел композицию, навеянную церковью Гроба господня в Иерусалиме, по аналогии с которой и базилика Сен Бенин был задумана как "паломническая". Основная часть сооружения была освящена в 1016—1017 гг., ротонда — в 1018 г.
Дижон. Сен Бенин, около 1018 г.
Дижон. Сен Бенин, около 1018 г.
    К восточному концу пятинефного пространства с бенедиктинским планом в форме латинского креста с эшелонированными апсидами примыкала сложная ротонда, перекрытая куполом со световым отверстием в центре подобно куполу римского Пантеона. За исключением крипты и остатков восточного конца ничего не сохранилось от этой комбинации базилики и центрического объема, скорее противопоставленных, чем органически слитых. Все значение церкви Сен Бенин заключается в ее конструкциях, о сложности которых дает некоторое представление разрез ротонды. Что касается самой базилики, то здесь четыре боковых нефа имели крестовые своды, над которыми были расположены галереи. Неясным остается вопрос о характере перекрытия среднего нефа, хотя последние исследования как будто подтверждают наличие здесь цилиндрического свода. Тектонический декор внешних стен и башни — ломбардские.
    Несмотря на то, что эта попытка ломбардских строителей перекрыть сводами огромное по тем временам сооружение (длина его достигала ста метров) и остается их неоспоримой, в известной мере даже революционной заслугой, конструкции получились чрезвычайно громоздкими, особенно в базилике, где значительная часть ее и без того довольно темного интерьера оказалась загроможденной массивными устоями.
    При перекрытии церкви Сен Бенин были применены цилиндрические, крестовые и полуцилиндрические своды и купол на тромпах.
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XII в.
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XII в.
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XII в.
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XII в.
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XII в.
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XII в.
Турню. Сен Филибер
Турню. Сен Филибер
    Более плодотворным оказался опыт строительства базилики Сен Филибер в Турню, начатого около 970 г. аббатом Этьенном, впервые в Бургундии применившим схему кольцевого обхода с радиальными капеллами ("венец капелл") как в крипте, так и в соответствующей ей наземной части. От этой постройки, сгоревшей в 1008 г., сохранились западный фасад с башнями, нижний этаж нартекса, крипта и нижние ряды кладки основного объема.
    При восстановлении церкви (1019—1022 гг.) в нефе, как и в нартексе, были применены цилиндрические опоры без баз и капителей, сложенные из небольших квадров розоватого песчаника.
    Все пространство в разное время получило сводчатое перекрытие, причем и здесь были применены различные типы сводов,— Бургундия была в разгаре своих исканий. Наибольшее значение имеют своды нартекса, как самые ранние. В нижнем этаже нартекса средний неф имеет крестовые своды, а боковые — цилиндрические, выложенные в поперечном направлении. На втором этаже средний неф снабжен цилиндрическим сводом, а боковые — подпирающими его полуцилиндрическими.
    Пять пролетов основного пространства были около 1066 г. перекрыты цилиндрическими сводами, выложенными в поперечном направлении, что хорошо обеспечило непосредственное освещение каждого из пяти пролетов. Своды хора и купол средокрестия (на тромпах) относятся к 1120 г.
    Трактовка внешних форм западного фасада (конец X в.) — вполне ломбардская: лопатки, аркатурный фриз. Кладка его по-крепостному груба, но тщательна. Из двух фланкирующих башен северная была надстроена "розовой колокольней" около 1100 г. Также к началу XII в. относится завершение башни средокрестия.
    В композиции базилики Сен Филибер в Турню знаменательно изначальное сочетание с западным концом, напоминавшим еще каролингский вестверк, кольцевого обхода хора и венца капелл. В дальнейшем клюнийцы независимо от места стали широко применять кольцевой обход хора с венцом капелл, благодаря чему в композиционном развитии французской романики сразу же обозначилась тенденция, уравновесившая центробежные влияния местных приемов и форм и создавшая первые предпосылки для сравнительно раннего появления общенациональной архитектуры.
    Как уже отмечалось, функциональная обусловленность композиционной схемы кольцевого обхода с радиально расположенными капеллами восходит к культу реликвий и связанным с ним паломничествам, которые получили в XI—XII вв. особенно широкое распространение именно во Франции.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому