Паломнические церкви
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Суеверие тех лет, не довольствуясь воображаемым образом "святого" и почитанием его бестелесной памяти, требовало каких-либо осязаемых форм, связанных с его земной жизнью. "Наш дух слишком слаб и лишь через материальные реальности он способен возвыситься до истины",— восклицал в первой половине XII в. аббат Сугерий. Самым естественным казалось почитание останков "святого", либо предметов, связанных с его памятью. Вскоре этим мощам и реликвиям стали приписывать волшебную, чудотворную силу, и древний заупокойный культ приобрел новый, магический смысл.
В таких условиях обладание мощами и реликвиями стало источником больших доходов. На юге Франции мощи так и назывались "сокровищами". С VIII в. развивается лихорадочная погоня за мощами и скоро, перестав довольствоваться местными "святыми", приступают к растаскиванию содержимого могил катакомб, в поисках мощей устремляются на Восток. К XI в. во Франции не осталось монастыря, который не обладал бы мощами или какими-либо реликвиями.
Чтобы поклониться мощам святого и заручиться его заступничеством и помощью, а то и просто из любопытства к особо чтимым святыням тянулись толпы паломников. Главным местом паломничества был Иерусалим. Но путь туда был далек и опасен. Гробницы Рима также привлекали много паломников. Однако дорога и к ним была далека и опасна. В связи с этим церковь начала широко пропагандировать культ местных святых. Чрезвычайно много было их на юге Франции, где речь шла о галльских христианах, пострадавших в период гонений III — начала IV в. На севере вера в чудеса была слабее, поскольку здесь сильнее чувствовалось влияние "варварской" традиции. Варвар привык бороться с суровой природой, а не уповать на чудо, и ему поэтому скорее импонировало мужество мучеников, чем их чудотворные способности.
С развитием культа мощей стали возникать инспирируемые монастырями легенды об апостолах и других евангельских персонажах, якобы оказавшихся похороненными на Западе. Особую популярность приобрели паломничества в XI—XII вв., когда дороги стали относительно безопасными и началось оживление общественной жизни, вызвавшее тягу к путешествиям. Группы паломников пополнялись в пути просто праздными и любопытными людьми, желавшими увидеть свет. Через паломничества распространялись не только общекультурные влияния, но и строительные приемы, а так как темп общественной жизни во многом определяется господствующей скоростью передвижений, процесс культурного обмена стал интенсивнее, что способствовало растущей типизации монастырского строительства и прогрессивному развитию архитектуры в целом. Сократились огромные расстояния средневекового мира, сблизились изолированные до того мирки, а местные традиции и святыни быстро превратились в общеевропейские.
Паломнические церкви, XI в.
1 — Сен Мартен в Туре; 2 — Сен Марсиаль в Лиможе; 3 — Сент Фуа в Конке; 4 — Сен Сернен в Тулузе; 5 — Сантьяго- де-Компостела
1 — Сен Мартен в Туре; 2 — Сен Марсиаль в Лиможе; 3 — Сент Фуа в Конке; 4 — Сен Сернен в Тулузе; 5 — Сантьяго- де-Компостела
Вдоль каждой из четырех дорог, которыми пользовались паломники, следуя через юг Франции в Сантьяго-де-Компостела, где, якобы, находилась могила апостола Иакова, было построено по одной крупной монастырской церкви со сводчатым перекрытием: Сен Мартен в Туре, Сен Марсиаль в Лиможе, Сент Фуа в Конке и Сен Сернен в Тулузе, не считая пятой в Сантьяго-де-Компостела. Кроме этих были и меньшие, относительно однотипные церкви, большей частью утраченные.
Все пять больших паломнических церквей имели общую схему: трех- или пятинефное пространство с галереями над боковыми нефами, отчетливо выраженный трансепт с капеллами, хор с кольцевым обходом и венцом капелл, иногда нартекс. Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, боковые — крестовыми сводами, а галереи, открывающиеся в неф арочными проемами, — полуцилиндрическими.
Как правило, боковые нефы и галереи обходят весь периметр здания на двух уровнях. Верхнего ряда окон нет, — пространство освещается окнами со стороны торцов, башней-фонарем над средокрестием и окнами боковых нефов.
Обычно прототипом всей группы паломнических церквей называют церковь Сен Мартен в Туре, по времени постройки (около 1050 г.) самую раннюю из всех. Другой утраченный памятник этой группы — церковь Сен Марциал в Лиможе — был перестроен после пожара 1053 г., причем новое здание, законченное в 1095 г., в основном повторяло предшествующее.