Невер, Сент Этьенн. Сен Бенуа-на-Луаре, Монастырская церковь. Церкви Нормандии
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Сложенная из сравнительно крупных квадров великолепно отесанного бургундского известняка, с красиво расчлененным планом в форме латинского креста, церковь Сент Этьенн в Невере (1063—1097 гг.), трехнефная шестипролетная базилика с кольцевым обходом хора и венцом из трех капелл, была полностью перекрыта сводами — цилиндрическим в среднем нефе, крестовыми в боковых и в кольцевом обходе. Главный свод укреплен подпружными арками, а средокрестие перекрыто октогональным сомкнутым сводом монастырского типа. Над боковыми нефами тянутся галереи с разделенными колонкой проемами трифориев.
За исключением демонтированных в 1792 г. башен церковь полностью сохранилась.
Невер. Сент Этьенн, 1063—1097 гг.
Невер. Сент Этьенн, 1063—1097 гг.
Вся схема, как и в церквах соседней Оверни, казалось, повторяла тип, получивший свое наиболее последовательное выражение в паломнической, церкви. Но в церкви Сент Этьенн, в отличие от упомянутой схемы, изначально существовало непосредственное освещение среднего нефа через ярус верхних окон, т.е. был полностью применен базиликальный разрез, а в интерьере — трехъярусное горизонтальное членение среднего нефа. Так возникла композиция, ставшая типичной для построек "бургундской" школы.
При отсутствии скульптурного убранства, в дальнейшем ставшего типичным для бургундской школы, портал был в свое время расписан полихромным орнаментом, эллинистические корни которого более вероятны. Чистая нагота основных масс и строгая логика взаимосвязанных каменных конструкций при безукоризненности кладки напоминают те древнеримские утилитарные сооружения, остатками которых в то время еще была богата Бургундия (несомненно римское происхождение цилиндрического свода на романском Юге. Необычайная прочность этих сводов в Бургундии объясняется высоким качеством применявшегося раствора).
Принцип непосредственного освещения основного пространства был также применен в одновременном важном сооружении центральной Франции — хоре церкви монастыря Флери — Сен Бенуа-на-Луаре, сильно реставрированном в XIX в. Период энергичного строительства начался здесь уже в 1004 г. при аббате Гозлене. Этот прелат, видимо, мало думал о монастырской церкви, поскольку большая башня, которую он начал строить, первоначально не была связана с церковью. Это было чисто светское сооружение с неясным функциональным содержанием, скорее всего, памятник Гозлена самому себе.
Большой пожар 1026 г. и последовавшая вскоре за этим смерть Гозлена (около 1030 г.) оставили башню незавершенной. Построенными оказались только два яруса, причем сводами был перекрыт нижний, где двенадцать массивных опор с полуколоннами, снабженными капителями коринфского типа, служат ныне открытыми с трех сторон пропилеями и в то же время нартексом церкви, с которой слилась "башня Гозлена" при перестройке 1067—1108 гг.
Сен Бенуа-на-Луаре. Монастырская церковь, 1004—1108 гг.
Высокое мастерство каменщиков и резчиков сказалось как в конструкциях опор нартекса, так и в великолепной резьбе капителей, где традиционный рисунок коринфского типа сочетается с повествовательной тематикой, навеянной иллюстрированными рукописями местного скриптория.
Сен Бенуа-на-Луаре. Монастырская церковь, 1004—1108 гг.
Перестройка хора началась в 1067 г. и закончилась в 1108 г. Необычайная тщательность обработки каждого квадра при безукоризненной точности самой кладки, не говоря уже о трудоемкой резьбе множества тонко прорисованных капителей, несколько затянула работы (предполагают, что мастера, работавшие над капителями хора, принадлежали к той же школе, что и скульпторы Клюни и собора в Отене.
Район Феери беден камнем, и материал доставлялся сюда из района Невера. Возможно, что вместе с камнем прибыли и каменщики). Хор залит светом, хотя и несколько мертвенным из-за зеленоватого оттенка витражей верхнего яруса окон, многочисленных и богатых по убранству. Непосредственно под ярусом окон тянется фриз — практически объемная аркада: ее изысканная законченность кажется невероятной для XI в. Под этим фризом — монументальная гладь стены над главной аркадой, которая покоится на цилиндрических опорах, напоминающих колонны.
Сложные, явно литературные сюжеты резьбы капителей в хоре церкви Сен Бенуа навеяны образами кельтской мифологии. Влияние местного скриптория сказалось и здесь.
Величию основного пространства хора соответствует его не менее роскошный кольцевой обход с двумя сильно реставрированными радиальными капеллами и парой апсидиол, открывающихся в плече малого трансепта. Одновременно с хором был построен главный трансепт с двумя апсидиолами на каждом плече. Неф был перестроен только в XIII в. Наличие двух трансептов создало план с очертанием шестиконечного креста, который и оказался вскоре положенным в основу новой церкви клюнийского ордена.
Еще до создания церкви Клюни-3, явившейся в известном смысле апофеозом французской романики, конструктивные достижения Юга были применены на севере страны в развернувшихся там поисках тектонической схемы большой монастырской церкви.
Если в Бургундии и на Луаре непосредственное освещение основного пространства было желательным, то в пасмурной Нормандии оно было настоятельной необходимостью. С другой стороны, организуя свое герцогство, норманны развернули уже в первой половине XI в. интенсивное строительство очень крупных по тем временам монастырей и соборов, производившееся в спешке, которая исключала какое-либо экспериментирование со сводами (в первой половине XI в. было начато строительство церквей в монастырях: Бернэ (1017— около 1040 г.), Мон-Сен-Мишель (1023—1034 гг.), Жюмьеж (1037—1067 гг.), Бек (1045—1077 гг.) и соборов в Авранше (начат в 1015 г.), Кутансе (1030—1091 гг.), Лизье (1035—1053 гг.), Руане (около 1037—1063 гг.), Байе (около 1049—1077 гг.) и Эвре (освящена в 1076 г.)).
Принятые в Бургундии цилиндрические своды, больше чем другие типы сводов склонные к обрушению, допускали сравнительно небольшие и редкие проемы, для Нормандии явно недостаточные. Поэтому нормандские строители, применяя базиликальный разрез при отчетливо выраженном плане в форме латинского креста, и в XI в. широко пользовались еще стропильным перекрытием.
Для восточного конца здания под влиянием клюнийцев применялась бенедиктинская схема эшелонированных апсид, реже кольцевой обход с венцом капелл или без него (Нормандия была сравнительно бедна реликвиями).