Жюмьеж, Сен Пьер. Клюни, Монастырская церковь (третья) - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Жюмьеж, Сен Пьер. Клюни, Монастырская церковь (третья)

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
    Среди руин монастыря Жюмьеж, основанного еще в 654 г., сохранились остатки церкви Сен Пьер (954 г.), которая уже имела две западные башни, галерею между ними и в нефе ярус трифориев. Одна из первых церквей, построенных при норманнах, она поражает высоким качеством обработки камня.
    В 1002 г. эти особенности жюмьежской церкви Сен Пьер, ставшие типичными для Нормандии, получили новый толчок к развитию в связи с прибытием на север бургундских монахов-клюнийцев во главе с Вильгельмом из Вольпьяно. В основу плана большой монастырской церкви в Бернэ (1017— около 1040 г.) он положил схему церкви Клюни-2. Здание имело стропильное перекрытие. Над средокрестием высилась прямоугольная в плане башня, ныне утраченная.
    Винтовая лестница в западном углу южного плеча трансепта соединялась с башней проходом, который тянулся над аркадами нефа, открываясь в него проемами трифориев. Этот прием превратился в один из важнейших признаков нормандской школы. Продолговатые в плане опоры имели бургундские капители с богатым, хотя и грубо вырезанным растительным и зооморфным орнаментом. Нормандские известняки тверды, да и мастера были воспитаны скорее на технике топора, чем резца. Со временем в Нормандии стали предпочитать кубические капители ломбардо-германского типа и геометрический орнамент.
    Ломбардские влияния усилились в связи с прибытием Ланфранка и других ломбардских прелатов (1039 г.). В построенной Ланфранком базилике, монастыря Бек (начата около 1045 г.) окончательно сформулировались особенности второго варианта школы, наилучшим образом выраженные другой церковью монастыря Жюмьеж — Нотр-Дам (начата в 1037 г.), грандиозные руины которой поражают высоким качеством каменных работ, простотой деталей и стройной гармонией всей композиции.
    Западный фасад фланкирован башнями, прямоугольными в плане, но переходящими в восьмиугольные. Между башнями — фронтон — схема, которая станет типичной для этой школы. Над средокрестием высилась могучая башня-фонарь. В плане — обычный латинский крест, кольцевой обход сильно выступающего хора, но без венца капелл. В интерьере нефа (1052 г.), согласно ломбардской схеме, тяжелые опоры чередуются с облегченными, в соответствии с чем на каждый из четырех пролетов среднего нефа приходится по две травеи в боковых.
    Над боковыми нефами уже не узкий проход с трифориями, как в Бернэ, а ярус галерей. Травеи как яруса галерей, так и боковых нефов перекрыты крестовыми сводами, разделенными арками. Продолжаясь в трансептах, где в каждом плече было по апсидиоле, галереи, повторяя кольцевой обход, сходились вокруг апсиды. Все основное пространство как нефа, так и восточной части здания имело деревянное перекрытие, что и обеспечивало обильное освещение интерьера.
    Сооружение было закончено к моменту завоевания нормандцами Англии (1066 г.), где вскоре в полной мере и проявились все прогрессивные особенности романской архитектуры Нормандии. Особенности эти в Нормандии привели к сложению "школы" раньше, чем где-либо во Франции, причем в том, что касается соотношения высоты аркад, яруса трифориев и яруса окон, композиции западного и восточного фасадов, а также некоторых других композиционных и конструктивных деталей, нормандская архитектура к моменту своего расцвета распалась на два направления, наметившиеся уже в церквах монастырей Берна и Жюмьеж.
Жюмьеж. Руины монастырской церкви, 1037—1066 гг.
Жюмьеж. Руины монастырской церкви, 1037—1066 гг.
    Однако при всей прогрессивности и при всем своеобразии колорита архитектуры Нормандии, ее несколько монотонной величественности, а временами и суховатой рационалистичности следует помнить, что основы ее композиционных построений не были созданием собственно Нормандии, а тем более норманнов, — это были композиции общие для романской архитектуры Франции в целом, архитектуры, венцом которой и явилась третья по времени орденская церковь Клюни.
Клюни. Монастырская церковь (третья), 1088—1150 гг.
Клюни. Монастырская церковь (третья), 1088—1150 гг.
1 — западный фасад (старая гравюра); 2 — общий вид ансамбля церквей Клюни-2 и Клюни-3 (реконструкция Д. Конента); 3 — генеральный план монастыря Клюни; 4 — поперечный разрез (реконструкция); 5 — поперечный разрез сохранившейся части; 6 — план церкви Клюни-3; 7 — план церкви Клюни-2
    Хотя постройка этого грандиозного сооружения и вызывалась нуждами разросшегося монастыря, она была задумана с целью создать главную церковь клюнийского ордена в целом. Строительство было начато в 1088 г., при аббате Гугоне Семюр и производителе работ мастере Хезелоне из Льежа. Однако вдохновителем общей композиции явился монах — архитектор и музыкант Гунзон, в прошлом аббат монастыря Бом, доживавший свои дни в Клюни.
    Альфонс VI Испанский в ознаменование освобождения Толедо от арабов (1085 г.) прислал в дар монастырю огромную по тем временам сумму в десять тысяч золотых талантов, что обеспечивало строительство необходимыми средствами.
    Восточная часть сооружения, включая главный трансепт, была закончена в 1100 г. (главный алтарь, освящей в 1095 г.), а здание в целом к 1130 г., когда и была начата пристройка обширного нартекса (1130—1150 гг.). От грандиозной церкви (длина 187 м), проданной на слом в начале XIX в., сохранилось только южное плечо главного трансепта с прилегающей башней.
    Остатки и описания очевидцев позволяют восстановить облик памятника: над пятинефной базиликой с планом в форме архиепископского креста, с кольцевым обходом хора, венцом из пяти капелл и нартексом, помимо центральной башни над средокрестием высился целый лес башен, включая пристроенные в XIII в. по сторонам нартекса (законченные лишь в первой половине XIV в., они, тем не менее, воспроизводили стиль ранних башен церкви Клюни-2). Основное пространство было покрыто цилиндрическим сводом (в главном трансепте — с повышенной стрелой подъема), боковые нефы — крестовыми. Главная аркада имела стрельчатое очертание арок. Высота главного свода была для своего времени невероятной (31—32 м при пролете в 11 м). Под окнами тянулась глухая аркатура, напоминавшая ярус трифориев. Галерей не было.
    Наиболее красивой частью церкви была ее ранняя часть — хор и кольцевой обход. Из семидесяти пяти сохранившихся капителей восемь лучших, украшенных аллегорическими фигурами великолепной резьбы ("тоны музыки", "семь свободных искусств" и др.), принадлежали кольцевому обходу. Однако применение фигурной скульптуры было ограничено восточной частью церкви и порталом (1109—1115 гг.), обнаруженные фрагменты которого свидетельствуют о стройности композиции и о мастерстве резчиков.
    Значение церкви Клюни-3 сказалось не только в том, что в этом выдающемся сооружении был суммирован опыт XI в. Никогда еще после античности архитектура не говорила языком пропорций и чисто тектонических форм с такой убедительностью и силой, как в этом монументальном синтезе французской романики.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому