Бургундия. Церкви Парэ ле-Мониаль, Шарльё, Везлэ
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Бургундия. Обширные географические пределы этой наиболее творческой и прогрессивной школы простирались от верховьев Сены до Юверни, от границ Аквитании до Савойи и Швейцарии. В стране, богатой памятниками римской античности и великолепным камнем, строительные традиции существовали издавна. В Бургундии, с ее материальными ресурсами и относительно высокой культурой, скрещивались к тому же различные направления строительной практики соседних стран.
Важнейшая особенность всей школы — стремление к базиликальному разрезу. План церквей обычно имеет очертание латинского креста, чаще всего с резко выступающим трансептом. Характерно отчетливо выраженное пространство хора. В крупных церквах монастырского типа, как правило, с XI в. применялся кольцевой обход с венцом капелл, в меньших — бенедиктинский план. Перекрытия — сводчатые, причем в среднем нефе, как правило, свод цилиндрический с подпружными арками. Крестовые своды применялись только в боковых нефах. Исключение составляет группа Везлэ, где и в средних нефах своды крестовые.
В интерьере наиболее обычно трехъярусное горизонтальное членение: окна, трифории, аркады. Галерей нет. Силуэт определяется числом и расположением башен, причем постоянного правила, видимо, не существовало. Сдвоенные западные башни встречаются далеко не всегда и чаще всего в сочетании с нартексом (в крупных монастырских церквах). Капители очень близки к коринфским. Пилястры благодаря каннелюрам, так же как и некоторые профили, напоминают римские формы. Бургундская школа рано прославилась своими перспективными порталами, маскировавшими толщину стены, причем в значительных сооружениях перемычки, столбы и тимпаны порталов, отличавшихся красивыми пропорциями, украшались фигурной скульптурой.
Парэ ле-Мониаль (Бургундия). Монастырская церковь, XI—XII вв.
Парэ ле-Мониаль (Бургундия). Монастырская церковь, XI—XII вв.
Хорошо сохранившаяся монастырская церковь в Парэ-ле-Мониаль (конец XI — начало XII в.) с большим или меньшим сходством воспроизводит основные особенности церкви Клюни-3. Трехпролетный неф на довольно значительной высоте (27 м) перекрыт повышенным цилиндрическим сводом, а боковые нефы — крестовыми. Над главной аркадой — глухая аркатура. Пропорции кольцевого обхода с его восемью монолитными колонками отличаются изяществом. В нартексе капители четырех полуколонн центральной опоры украшены изображениями фантастических зверей — мотивом, который становится обычным в романской скульптуре Франции. Только низ центральной башни — романский. Верхние ярусы ее — плод перестройки 1886 г.
К масштабам церкви Клюни-3 приближается пятинефная базилика Шаритэ (на Луаре), освященная в 1107 г., но в середине XII в. перестроенная. Вместо прежнего хора был сооружен новый, с кольцевым обходом и венцом капелл. Великолепный по пропорциям и богатству форм, он составляет главную достопримечательность памятника. Первоначально предполагался двухбашенный фасад с пятью порталами. Но время процветания бенедиктинских монастырей к середине XII в. уже миновало, и многое в базилике Шаритэ осталось незаконченным. Пережив два пожара (1204 г. и 1559 г.), она в 1695 г. подверглась невежественной реставрации.
Другой пример клюнийского варианта бургундской школы — собор в Отене (освящен в 1130 г.), воспроизводящий в интерьере (готические напластования сильно изменили внешние формы собора) обычную бургундскую схему за исключением кольцевого обхода.
Шарльё (Бургундия). Монастырская церковь, около 1150 г.
В условиях быстро прогрессировавшей культуры городов со второй половины XII в. влияние клюнийцев стало падать, а вместе с ним стала угасать и творческая сила бургундской школы. Поздние сооружения характеризуются уже преувеличенной динамичностью и перегруженностью форм. В скульптуре появляется манерность (тимпан трансепта в Шарлье, около 1150 г.).
Шарльё (Бургундия). Монастырская церковь, около 1150 г.
Везлэ (Бургундия). Монастырская церковь, 1120—1150 гг. интерьер нартекса
Везлэ (Бургундия). Монастырская церковь, 1120—1150 гг. тимпан
Менее изысканным, но более мужественным оказалось ответвление бургундской школы, представленное паломнической церковью в Везлэ. Этот монастырь, основанный еще в 829 г., разбогател в XI в. на обмане, привлекавшем толпы кающихся грешниц к "мощам" Марии Магдалины, которыми он, якобы, завладел. Несмотря на разрушения и полную фантазии реставрацию Виолле ле Дюка (особенно западного фасада), интерьер нефа этой церкви остается одним из важнейших памятников романской архитектуры вообще.
Существующий неф был построен, видимо, в 1120—1140 гг. (после пожара), а нартекс — около 1150 г. Готическая восточная часть (трансепт и хор с венцом капелл), добавленная в XIII в., не только не нарушает целостности общего впечатления, но в сочетании с меньшей высотой нефа создает незабываемый пространственный эффект. Интерьер нефа отмечен благородством линий, скульптурной выразительностью членений и чеканным ритмом подпружных арок, сложенных из белых и темных камней. Это зрелый "средневековый" интерьер по преимуществу, и лучшего места для внушения Людовику VII мысли о крестовом походе Бернар Клервосский не мог бы найти (1146 г.).
Везлэ (Бургундия). Монастырская церковь, 1120—1150 гг. тимпан бокового портала
Везлэ. Монастырская церковь
Везлэ. Монастырская церковь
В отличие от цилиндрических сводов основной массы бургундских церквей девять травей церкви Везлэ перекрыты сравнительно плоскими крестовыми сводами, разделенными подпружными арками. Наружные аркбутаны пристроены позднее. Свод десятой (восточной) травеи — нервюрный, как и своды капеллы св. Михаила в нартексе. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Другая особенность церкви в Везлэ — отсутствие яруса трифориев. Но двухъярусность (аркада и верхние окна) не нарушает эффекта высоты, поскольку стройные стволы, на которые опираются подпружные арки, имеют три яруса членений (помимо капителей, на уровне промежуточного карниза и на уровне пят боковых арок).
Крестовые своды над основным пространством в сочетании с двухъярусностью горизонтальных членений в интерьере применены также в монастырских церквах в Анзи-ле-Дюк (старейшая из всех — около 1090 г.), Сен Лазар в Аваллоне (середина XII в.) и др.
Все каменные работы в романских сооружениях Бургундии выполнены с математической точностью. Эта особенность бургундских построек, а также высокое качество местного раствора обеспечили сравнительную сохранность большого числа небольших приходских и сельских церквей, иногда однонефных, часто с коротким нефом, но почти всегда перекрытых цилиндрическим сводом. Однако с целью укрепления стен, воспринимающих распор сравнительно тяжелых сводов, часть окон верхнего яруса во многих случаях была впоследствии замурована.