Овернь. Церкви Клермон, Нотр-Дам-дю-Пор; Сен Нектер, Иссуар
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Овернь. К первой половине XII в. значительно более консервативными оказались южные школы, хотя именно на Юге в начале предшествующего столетия сложились конструктивные основы романской архитектуры.
Предполагаемый генезис типа паломнической церкви показывает, что важнейшее значение для дальнейшего развития французской романики имела архитектура Оверни, где не только с успехом применялись традиционные каменные конструкции Юга в сочетании с каролингскими композициями, но и был создан ряд собственных композиционных схем.
Уже в относившейся к первой четверти XI в. церкви в Мутье-де-Тьер, разрушенной в 1882 г., существовали галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами, подпиравшими цилиндрический свод центрального нефа. Эти галереи, как обычно, открывались в неф пролетами арок (трифориями). Так пространственные и функциональные (освещение) задачи совмещались с декоративными. В еще более ранней церкви в Шемальере, неф которой относится к X в., вестверк, характерный для времени Каролингов, имеет над сводом трибуну, обращенную в сторону нефа.
Ко второй половине XI в. конструктивная система овернской школы сформулировалась в упоминавшейся церкви в Эннеза: нартекс с хорами в три пролета соответственно трем нефам, из которых центральный перекрыт цилиндрическим сводом без подпружных арок, а боковые — крестовыми. Кольцевой обход с венцом капелл собора в Клермоне (освящен в 946 г.) был, по-видимому, самым ранним во Франции, поскольку теперь ясно, что фундамент церкви Сен Мартен в Туре, который Латри относил к постройке 900—919 гг., на самом деле относится к церкви, сооруженной после пожара 997 г.
Гористая, сравнительно изолированная Овернь осталась в стороне от больших дорог, а вместе с тем и от варваризации V—VII вв. Она хранила свои кельтские предания, и местное христианское мифотворчество пропиталось воспоминаниями о таинственном культе друидов. Грубоватый юмор и здравый смысл горцев Оверни странным образом сочетались с косным суеверием, и рано развившийся здесь культ мощей и реликвий сразу же принял формы, напоминавшие идолопоклонство. Нигде прием кольцевого обхода с радиальными капеллами не был так созвучен характеру господствовавших верований, как в Оверни.
В этой стране, богатой изверженными породами и бедной деревом, где бесплодие красновато-серых холмов рано приучило жителей к трудной борьбе за существование, строительство в камне имело давнюю историю. Однако то, что было создано в законченном типе овернской церкви к XI в., в последующее время уже почти не прогрессировало. Церковь в Иссуаре, построенная в XIII в., мало чем отличается от своих ранних прототипов.
Овернские трехнефные церкви с планом в форме латинского креста, с обязательным кольцевым обходом хора и венцом капелл имеют, как правило, нефы почти равной высоты (верхние окна отсутствуют) и галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые — крестовыми. Над отчетливо выраженным средокрестием высится купол, увенчанный восьмигранной башней. Примыкающие к куполу пролеты северного и южного плеч трансепта подняты выше кровель трансепта и нефа и перекрыты в поперечном направлении цилиндрическими или полуцилиндрическими сводами, подпирающими купол. Снаружи восьмигранная башня-фонарь с пирамидальным завершением покоится на продолговатом массиве кладки во всю ширину центрального и боковых нефов.
Овернские каменщики хорошо знали материал и конструкции: опоры овернских сводов не имеют излишнего запаса прочности и отличаются стройностью, нефы высоки, основные перекрытия обходятся без подпружных арок, а двухэтажные боковые нефы вместительны. Гармоничная и экономичная организация внутреннего пространства, эффектное сочетание наружных форм, контраст между наполненным светом и воздухом хором и погруженными в полумрак нефами, самый ритм в перспективе интерьера — все это как нельзя лучше отвечало задачам распространившегося культа реликвий, одним из древнейших центров которого и была Овернь.
Схемы восточных фасадов монастырских церквей Оверни (Орсиваль, Иссуар, Сен Нектер)
Западные фасады овернских церквей мало выразительны, центр тяжести объемной композиции лежит на восточном конце, где характерен вертикальный ритм убывающих в массе объемов, четко расчлененных и расположенных пирамидально. Особенно красивы пропорции и членения богато декорированных полукружий капелл.
Твердость материала в значительной мере определила грубость резьбы капителей, украшенных растительным и фигурным орнаментом, причем в последнем случае повествовательные сюжеты отражают всю наивность суеверий, господствовавших в романской Оверни.
Местные каменщики широко применяли полихромную и фигурную кладку, сохранявшую, в отличие от инкрустационной техники времени Каролингов, вполне конструктивный характер.
Овернская школа представлена группой удивительно однородных и однотипных построек, сконцентрированных в радиусе 50 км от своего центра — Клермон-Феррана. Главные из них — монастырские церкви: в Клермоне (Нотр-Дам-дю-Пор), в Орсивале, Иссуаре, Сен Нектере, Бриуде, Сен Сатурнене. Ни один из дошедших до нас главных памятников не датируется точно: архивы Оверни горели много раз. Однако едва ли все эти сооружения старше первой половины XII в.
Клермон. Монастырская церковь Нотр-Дам-дю-Пор, около 1185 г.
Клермон. Монастырская церковь Нотр-Дам-дю-Пор, около 1185 г.
Расположенная в будничном районе старинного города церковь Нотр-Дам-дю-Пор скрыта окружающей застройкой. Строилась она медленно: в 1185 г. все еще собирали средства на ее завершение. В конце XVIII в. башни церкви были разрушены. Общая композиция обычна для овернской школы. Бросается в глаза спокойное, даже сумрачное величие интерьера церкви. Самые интересные сюжетные капители находятся в хоре, но они расположены высоко и плохо читаются. Восточный фасад вполне типичен для Оверни, он гармоничен и четок.
Этой городской постройке, сложенной из разноцветных пород, не хватает обычной для овернских церквей слитности с окружающей природой. Зато поразительна гармония цвета окружающего пейзажа в небольшой монастырской церкви в Сен Нектере. Нартекс с хорами, двухъярусные боковые нефы, выступающий трансепт, кольцевой обход хора с венцом из трех капелл, выразительный восточный фасад — все говорит об овернской школе, но чувствуется, что здание было построено в течение одного строительного периода, создано вдохновением, не знавшим перерыва (около 1080 г.?).
Конструкция повторяет овернскую схему, однако опоры здесь — не столбы, а колонны, что придает всей композиции большее изящество. Над средокрестием — обычный купол на тромпах. Хор залит светом. Из 103 капителей 22 имеют повествовательный декор. Сюжеты наивны, но переданы здраво и с юмором. Западный фасад обращен к склону холма. По боковым фасадам, на уровне трифориев — трехпролетные стенные аркатуры. В овернских постройках по наружному объему читается не только план, но и разрез здания: уровень сводов боковых нефов отмечен на фасадах глухой аркатурой.
Церковь Нотр-Дам в Орсивале (1100— 1168 гг.) дошла до нас в первоначальном виде, поскольку в ней в отличие от предшествующей сохранились не только башни, но даже дверные петли. Церковь возникает перед глазами внезапно и сразу поражает величием своих обнаженных масс. Во всем ощущается преднамеренная суровость и простота. В Оверни все три нефа обычно покрыты общей кровлей, то же и здесь, но вместо черепицы применен сланец, лежащий непосредственно на сводах.
Сен Нектер (Овернь). Монастырская церковь, около 1080 г.
Иссуар (Овернь). Монастырская церковь, начало XIII в.
Церковь Сен Поль в Иссуаре (начало XIII в.?) — крупнейшее романское сооружение Оверни и одно из самых красивых средневековой Франции, но в интерьере весь эффект торжественной перспективы стройных опор искажен аляповатой раскраской XIX в. Тогда же был испорчен западный фасад. В целом одежда этого храма величаво холодна. Лучшее в памятнике — выложенный из разноцветных лав восточный фасад, выступающий венцом из пяти капелл.
Иссуар (Овернь). Монастырская церковь, начало XIII в.