Прованс. Гар, Сен Жиль. Арль, Сен Трофим. Сент-Мари-де-ла-Мер, Церковь-крепость
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Бургундские влияния сказались на старом соборе города Сен-Поль-Труа-Шато (середина XII в.).
Гар (Прованс). Монастырская церковь Сен Жиль, середина XII в., портал — около 1195 г.
Важнейшие из сохранившихся монастырских церквей Прованса — в Монмажуре, в Гаре (Сен Жиль) и в Арле (Сен Трофим).
В Монмажуре входящая в ансамбль однонефная церковь (1117—1155 гг.) помимо обширной крипты имела кольцевой обход и венец капелл. При церкви — один из лучших провансальских клуатров.
Основанный еще в 686 г., монастырь Сен Жиль в Гаре входил в XII в. в клюнийскую систему. В своем первоначальном виде (строительство, начатое в 1077 г., было возобновлено в 1116 г.) это была трехнефная базилика, также с кольцевым обходом и венцом капелл (ныне восточная часть утрачена). Главный порт крестоносцев — Гар — к концу XII в. настолько разбогател, что мог отделать портал важнейшей паломнической церкви Прованса с подобающей роскошью (вскоре Гар обмелел, и его значение перешло к соседнему порту Эг-Морт. Многое в церкви Сен Жиль осталось поэтому незавершенным). Он был закончен, видимо, около 1195 г.
Выступающие мраморные портики, как и портал в целом, заполнены скульптурными изображениями евангельских персонажей; в иконографии здесь господствует человек. При всей своей торжественности портал не подавляет входящего, он приглашает его войти. Это — непосредственно связанный с улицей праздничный вход в общественный зал, лишенный какой-либо таинственности. Глубоко человечны, в отличие от тимпана Сент Фуа в Конке, и масштабы этой композиции. Фигуры апостолов реалистичны: это не абстрактные символы, а действующие лица исторического события.
Откуда возник этот шедевр? Отсутствие промежуточных звеньев мешает установить его подлинные источники (в качестве одного из звеньев цепи некоторые авторы называют разрушенный в 1610 г. тимпан портала церкви Борго Сан Донино в Ломбардии. Чувствуется также влияние Лангедока, есть что-то и от графической тонкости бургундской школы. Как бы то ни было, две подписи на фигурах, выполненных около 1171 г., называют мастера Петра из Нима).
Арль (Прованс). Монастырская церковь Сен Трофим 1152—1180 гг.
Арль. Монастырская церковь Сен Трофим
Сен Трофим в Арле — также трехнефная базилика (1152—1180 гг.), построенная на месте предшествующей церкви. В 1430 г. была перестроена восточная часть.
Арль (Прованс). Монастырская церковь Сен Трофим 1152—1180 гг.
Памятник целиком реставрирован в XIX в. Портал церкви, как бы прислоненный к обнаженной глади фасада, представляет собой второй шедевр провансальской скульптуры. Здесь фигуры апостолов помещены в интерколумниях (некоторые из шести колонн по ломбардской традиции опираются на львов) и между пилястрами. Композиция завершена богатым скульптурным фризом. К церкви примыкает клуатр, перекрытый цилиндрическими сводами и богато украшенный фигурной скульптурой.
Магеллон. Собор, XI—XII вв.
Агд. Собор. XI—XII вв. Машикули
Магеллон. Собор, XI—XII вв.
В Провансе и в Лангедоке влияние каталоно-ломбардской школы сказывалось не только в башнях, напоминающих кампанилы, иногда отдельно поставленных (кладбищенская башня в Пюиссаликоне, XII в.), или в общей композиции сравнительно небольших укрепленных церквей XI в. (собор в Эльне и др.). Влияние это заметно и в таких крупных однонефных церквах-цитаделях, как соборы в Магеллоне и в Агде или монастырские церкви-крепости в Сен-Понс-де-Томьер и Сент-Мари-де-ла-Мер. Собор в Магеллоне был начат еще в XI в., но, судя, по надписи на портале, последние работы по укреплению постройки были завершены только в 1158—1178 гг.
Одновременный собор в Агде — самый ранний пример сооружения, снабженного непрерывным рядом машикули (лопатки, соединенные глухими ломбардскими арками, как бы подсказали местным строителям этот новый стратегический прием). Относящаяся к последней четверти XII в. двухъярусная церковь-крепость в Сент-Мари-де-ла-Мер снабжена более развитой системой машикули на контрфорсах и на консолях вдоль боковых фасадов и только на консолях — в апсидальной части. Над апсидой — массивный донжон, западный фасад которого завершен колокольней, господствующей над террасой донжона. Обнаженная кладка верхней части контрастирует с ломбардским декором апсиды: внизу — святилище, наверху — крепость. С западного фасада входа не было, ныне замурованный вход помещался с южной стороны. В нефе был родник.
Сент-Мари-де-ла-Мер. Укрепленная церковь, XII в.
Муассак. Монастырский ансамбль, XII в. клуатр
Муассак. Монастырский ансамбль, XII в. капитель клуатра
На Юге, помимо строительства церквей-крепостей, были случаи укрепления башнями уже существовавших церквей. В Муассаке в связи с уязвимостью западной стороны портик с его знаменитым порталом был перенесен на южный фасад, а нартекс надстроен массивной башней с зубчатым парапетом. Своды подбашенного пространства укреплены гуртами. Эти работы производились в 1180 г.
Муассак. Монастырский ансамбль, XII в. свод подбашенного пространства (над крыльцом)
Муассак. Монастырский ансамбль, XII в. свод крыльца
Муассак. Монастырский ансамбль, XII в. центральный тимпан