Западная школа. Сен Савен-сюр-Гартамп, церковь. Пуатье, Нотр-Дам-ла-Гранд. "Фонари мертвых"
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Группа Пуату. План большинства крупных церквей этого направления западной школы — обычный: это трехнефные базилики с трансептом, выступающим хором, кольцевым обходом и венцом из 3—5 капелл. Старейший из известных примеров — церковь Сен Никола в Пуатье (около 1050—1060 гг.). План апсид и капелл в большинстве случаев закругленный, но иногда в небольших церквах встречаются и плоские апсиды. Есть несколько крупных церквей с многогранным завершением хора (церковь Сент Радегонд, 1083—1099 гг., церковь в Эрво, 1096—1100,гг., и др.). Все основные сооружения (около шестидесяти) имеют три нефа, причем боковые, как правило, узкие.
Сен Савен-сюр-Гартамп. Монастырская церковь, конец XI в. или начало XII в.
Колонна в качестве опоры в конце XI в. становится редкостью во Франции, и самый величественный пример этой античной традиции — монастырская церковь Сен Савенсюр-Гартамп (конец XI или начало XII в.). Обычно это архаизирующее сооружение и считается исходным для данного направления западной школы. По каролингской традиции, над нартексом помещена колокольня (94 м), готическое завершение которой относится к XV в. Над средокрестием — обычная для Пуату сравнительно невысокая прямоугольная в плане башня. Три нефа почти равной высоты подведены под общую кровлю. Трансепт четко выражен, причем в каждое плечо открывается по капелле. Закругленный хор имеет еще пять капелл, расположенных венцом и открывающихся в кольцевой обход. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, подпирающими центральный. Первые три травеи центрального нефа разделены подпружными арками, опирающимися на сложные опоры.
Сохранившиеся на своде и в апсиде росписи принадлежат к числу древнейших фресок романского периода. В них с особой силой звучит апокалиптическая тема, позволившая аквитанским мастерам дать волю своей южной фантазии.
Пуатье. Нотр-Дам-ла-Гранд. 2-я четверть XII в. западный фасад; центральная башня
Пуатье. Нотр-Дам-ла-Гранд. 2-я четверть XII в. интерьер центрального нефа; фрагмент западного фасада
Отсутствие верхнего света погружало интерьер церквей Пуату в полумрак. Они гораздо пышнее украшены снаружи, особенно со стороны западных фасадов. Типична в этом отношении Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье — памятник, как и Сен Савен, плохо датированный. Фланкированный двумя невысокими башенками, западный фасад, напоминающий собор в Ангулеме, относится, видимо, ко второй четверти XII в. Над ложным средокрестием (трансепта нет) высится башня. В Пуату, как и в Провансе, узкие боковые нефы имеют скорее конструктивное значение и поэтому чаще всего лишены собственных порталов. В данном случае на фасаде им соответствуют не проемы, а ниши. Центральный свод — цилиндрический, подпертый крестовыми сводами узких боковых нефов. На сложных опорах покоятся подпружные арки нефов и главные аркады. В интерьере, обезображенном раскраской 1857 г., царит полумрак. Боковые нефы обегают хор, образуя кольцевой обход, низкий и темный, как и апсида. В хоре сохранились остатки фресок XII в.
Ольнэ. Кладбищенская церковь, около 1135 г. Вид на апсиды
Ольнэ. Кладбищенская церковь, около 1135 г. портал
Шатонёф. Церковь, середина XII в.
Типичное для западной школы перспективное расположение ряда резных архивольтов, венчающих окна и порталы, хорошо представлены церковью в Ольнэ (около 1135 г.). Восточный фасад, в отличие от предшествующих примеров, в этой кладбищенской церкви не уступает по своему значению западному; возносящиеся под самый карниз пучки сомкнутых полуколонн удивительно грациозны, а окна апсиды по красоте пропорций и декору даже в Аквитании не имеют себе равных.
Также полна изящества кладбищенская церковь в Фениу (середина XII в.?). К этому же времени относятся типичные для западной школы фасады небольших церквей в Лупиаке и в Шатонеф-сюр-Шарант.
"Фонари мертвых". 1 — в Антиньи, середина XIII в.; 2 — в Сельфруен (XII — XIII вв.)
"Фонари мертвых". в Фенуа (XII —XIII вв.)
"Фонари мертвых". В сознании средневекового человека мертвые и живые составляли общий мир, и кладбища никогда не исчезали из поля зрения смертных. В романский период, особенно в Аквитании, в Оверни и в Провансе, получили распространение так называемые "фонари мертвых" — стройные кладбищенские башенки, увенчанные ажурным завершением или снабженные проемами в верхней части, где постоянно поддерживался огонь, напоминавший путникам о близости кладбища и одновременно служивший символом неугасимой жизни мертвых. Согласно местным верованиям, свет "фонарей мертвых" отвращал от живых силы зла и тьмы.
Происхождение этих искусственных менгиров (при некоторых из башенок были небольшие алтари) восходит, вероятно, к кельтской древности с ее культом солнца и отзвуками поклонения огню.
Центрические церкви. Несвойственные и раннероманской архитектуре, центрические планы с XII в. почти вовсе исчезают из практики монастырского строительства. Лишь изредка воспоминания о древних надгробных часовнях или благочестивое желание воспроизвести по рассказам паломников церковь Гроба господня в Иерусалиме приводят к возникновению ротонд и октогонов, причем главным образом на Юге и на Западе.
Шарру. Монастырская церковь, XI в.
Гибридный план церкви Сен Бенин в Дижоне вызвал мало подражаний; примером самой значительной из ротонд была монастырская церковь в Шарру (Пуату). Диаметр ее равнялся 40 м. Сохранилось ядро ее центрального пространства с двумя ярусами аркад. К ротонде примыкала трехнефная базилика, в которой все нефы были перекрыты взаимно подпиравшимися параллельными цилиндрическими сводами. Над обширным нартексом высилась прямоугольная башня.
Это трудно датируемое сооружение хронологически лежит между церковью Сен Бенин в Дижоне и сохранившейся, но реставрированной монастырской церковью Сен Сепюлькр в Нейи. Последняя, сооруженная рыцарем-паломником по возвращении из Иерусалима, близко воспроизводит свой восточный прототип. В другом случае ротонда сочетается с планом в форме греческого креста, центром которого она и является (церковь Сент Круа в Квимперле, конец XI в.).
В Аквитании сохранилось несколько октогонов, из которых любопытна окруженная венцом из восьми капелл часовня Сен Мишель д’Антрег (1137 г.). Иногда, как, например, в спорно датируемой церкви Сен Круа в Монмажуре (между 1019 г. и концом XII в.), над прямоугольным объемом, к которому с каждой стороны примыкает по капелле, возводился октогон, завершавшийся "фонарем мертвых". В Монморийоне сохранился двухъярусный октогон XII в., одно время принимавшийся за святилище друидов. Сохранились также центрические часовни в Сарла (Перигор), Шамбоне (Пюи-де-Дом) и др. Большинство из них — кладбищенские часовни, снабженные оссуариями, куда по мере заполнения кладбищ ссыпались кости из могил.