Западная школа. Суияк, церковь. Ангулем, собор. Перигё, церковь Сен Фрон
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Запад средневековой Франции (Аквитания и Пуату), сравнительно густо населенный и некогда богатый как памятниками античности, так и раннехристианскими святилищами, был в свое время центром меровингской Галлии. Близость мавританского Юга и широкое участие аквитанского рыцарства в крестовых походах и испанской реконкисте способствовали проникновению сюда восточных культурных влияний. Суеверная, но не очень религиозная страна с ее благодатным солнцем, виноградниками и жизнерадостным, деятельным населением плохо поддавалась монашескому ригоризму, и архитектура Аквитании так и осталась относительно свободной от монотонности монастырских композиционных схем.
Однако при всем многообразии, неизбежном на обширной территории, охватываемой этой школой, она имеет ряд пространственных особенностей, общих для всех ее направлений (обширные однонефные помещения, перекрытые куполами, церкви с тремя нефами равной высоты под общей кровлей). Такая организация пространства приближает аквитанские церкви к так называемым "зальным". В Аквитании в то же время была очень распространена пышная скульптурная трактовка западных фасадов, что позднее, в готический период, стало одной из особенностей городского храмостроения. В конструктивном отношении важны были аквитанские купола: получив во второй половине XII в. в комбинации с нервюрами стрельчатое очертание, они легли в основу так называемого "анжуйского" свода, или "свода Плантагенетов", популярного как в Аквитании, так и за ее пределами.
Школа отчетливо делится на два направления:
1) церкви с тремя нефами почти равной высоты, чаще всего с трансептом и хором, с кольцевым обходом и венцом капелл. Центр — Пуату;
2) церкви с одним обширным нефом, перекрытым серией куполов. Центр — Перигор.
План с очертаниями отчетливо выраженного латинского креста преобладает в обоих направлениях: трансепт отсутствует лишь в исключительных случаях. Западные башни либо отсутствуют, либо выражены слабо. Характерно коническое, чешуйчатое покрытие кровель, башен и турелей.
Купольные церкви. Одним из старейших примеров аквитанской купольной постройки считается собор в Кагоре, законченный около 1119 г. Эта "зальная" церковь лишена трансепта и заканчивается большим полукружием апсиды (перестроенной в XIII в.), куда открываются три радиально расположенные капеллы. Кольцевой обход отсутствует. В нефе — два двадцатиметровых пролета, перекрытых куполами на парусах. Столбы, на которые опираются эти купола, сняв часть нагрузки со стен, позволили увеличить оконные проемы и обеспечить обильное освещение нефа, что является важной особенностью именно этого направления западной школы. Строгая обнаженность каменной кладки и величавая простота линий создают в интерьере впечатление суровой монументальности.
Суияк. Монастырская церковь. План
Суияк. Монастырская церковь. Портал восточного фасада
Суияк. Монастырская церковь. Интерьер
Церковь в Суияке (начало XII в.) построена по схеме латинского креста, поскольку в ней имеется трансепт, необходимый в монастырской церкви. Три пролета перекрыты куполами того же типа, что и в Кагоре.
Свойственный этим церквам пространственный эффект отчетливо выражен и в интерьере монастырской церкви в Солиньяке (1143 г.). Здесь четыре купола: два над нефом, один над средокрестием и один над северным плечом трансепта (южное перекрыто цилиндрическим сводом). В интерьере вдоль стен нефа — балкон, покоящийся попеременно на полуколоннах и консолях.
К середине XII в. первоначально строгие массы архитектуры Перигора начали обогащаться членениями и особенно скульптурой, — сказывалась близость Лангедока. Однако в Аквитании сразу же обнаружилась склонность к фантастической тематике.
Ангулем. Собор, 1105—1123 гг.
Среди уцелевших элементов портала (вторая четверть XII в.) упомянутой церкви в Суияке резной столб изображает сплетение пожирающих друг друга химерических зверей. Эта фантастическая композиция полна возбужденной динамики, ее инфернальный сюжет рассказан вдохновенно. На одном из косяков того же портала Исайя, одержимый экстазом пророчества, изображен пляшущим.
Собор в Ангулеме (1105—1123 гг.) — едва ли не самое красивое сооружение всей группы. Огромный однонефный зал перекрыт тремя расположенными в ряд куполами; четвертый образует фонарь над средокрестием. Плечи трансепта имеют по куполу меньшего диаметра. Обширный хор завершается четырьмя капеллами, расположенными венцом, без кольцевого обхода. Фасад искажен реставрацией 1866—1875 гг. Важна лишь его скульптура. Первоначально и над южным плечом высилась колокольня, разрушенная в 1568 г.
Перигё. Монастырская церковь Сен Фрон, после 1120 г.
Особое место среди купольных сооружений Перигора занимает монастырская церковь (с 1669 г. городской собор) Сен Фрон в Перигё. Одно время именно этот памятник считался родоначальником всей купольной группы церквей Аквитании. Сейчас установлено, что нынешнему сооружению, "реставрированному", но фактически перестроенному архитектором Абади в 1855—1858 гг., предшествовала перекрытая деревом базилика с колокольней над нартексом. Эта колокольня (69 м) сохранилась и составляет древнейшую часть существующего здания, построенного после пожара 1120 г., т.е. позднее собора в Кагоре и типологически связанной с ним церкви.
В основе плана Сен Фрон лежит греческий крест, перекрытый пятью куполами на парусах по схеме, в это время уже осуществленной в соборе Сан Марко в Венеции. Вероятно, оба здания композиционно имеют общий византийский прототип (церковь Апостолов в Константинополе). Собор Сен Фрон — высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций Перигора. Вопрос о происхождении этих конструкций остается пока открытым. Это не купола на тромпах, подобные перекрытиям собора в Пюи, а каменные купола на парусах и без барабанов. Истоки перигорских куполов искали в Византии, в Венеции, на Кипре. Возможно, однако, что особенности местного камня позволили аквитанским мастерам возродить конструкцию древних купольных жилищ.
Церковь смешанного монастыря в Фонтевро (1101—1119 гг.), хотя он и не входил в клюнийскую систему, тем не менее в своей восточной части вполне соответствовала схеме, распространявшейся этим орденом со второй половины XI в.: выступающий трансепт с капеллой на каждом плече, обширный хор с полукруглым завершением, с кольцевым обходом и венцом капелл, в данном случае трех. К этой "клюнийской" части примыкает неф, перекрытый серией перигорских куполов на парусах.