Романские церкви Франции в период расцвета
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Основная линия развития не исключала и местных особенностей, обогативших романскую архитектуру Франции как многообразием схем объемно-пространственной композиции, так и широтой диапазона конструктивных средств и приемов убранства,
Во многих районах страны и прежде всего к югу от Луары, где традиции каменной архитектуры были древнее, местные особенности к первой половине XII в. сложились в более или менее ясно выраженные школы. Сущность развития романской архитектуры Франции заключалась в преодолении возникавших центробежных тенденций через обобщение наиболее прогрессивных местных приемов, главным образом в строительстве клюнийцев.
Планы романских церквей Франции
1 — Виньори; 2 — Шатомейан; 3 — Турню; 4 —Парэ-ле-Мониаль; 5 — Сен Бенуа-сюр-Луар; 6 — Тулуза, Сен Сернен; 7 — Клюни; 8 — Конк; 9 — Шаритэ-сюр-Луар; 10 — Серизи-ла-Форэ; 11 — Аббе-о-Дам; 12 — Аббе-о-з’Ом; 13 — Орсиваль; 14 — Сен Нектер; 15 — Иссуар; 16 -— Нотр-Дам-дю-Пор, Клермон; 17 — Суйнак; 18 — Кагор; 19 — Солиньяк; 20 — Ангулем; 21 — Перигё, Сен Фрон; 22 — Фонтевро; 23 — Сен Савен; 24 — Отен; 25 — Сен Поль-Труа-Шато
1 — Виньори; 2 — Шатомейан; 3 — Турню; 4 —Парэ-ле-Мониаль; 5 — Сен Бенуа-сюр-Луар; 6 — Тулуза, Сен Сернен; 7 — Клюни; 8 — Конк; 9 — Шаритэ-сюр-Луар; 10 — Серизи-ла-Форэ; 11 — Аббе-о-Дам; 12 — Аббе-о-з’Ом; 13 — Орсиваль; 14 — Сен Нектер; 15 — Иссуар; 16 -— Нотр-Дам-дю-Пор, Клермон; 17 — Суйнак; 18 — Кагор; 19 — Солиньяк; 20 — Ангулем; 21 — Перигё, Сен Фрон; 22 — Фонтевро; 23 — Сен Савен; 24 — Отен; 25 — Сен Поль-Труа-Шато
Было бы ошибкой поэтому преувеличивать значение местных школ, а тем более предполагать замкнутость той или иной школы в своих географических пределах, чаще всего довольно расплывчатых. За очень редкими исключениями, местные архитектурные типы повсюду перемежаются типами привнесенными или общефранцузскими. Отсутствие единого мнения о числе школ свидетельствует о неопределенности такой классификации. В совокупности всех школ и прозвучал аккорд французской романики.
В настоящее время все согласны, что наиболее отчетливо композиционные и конструктивные принципы выражены у школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании, причем у большинства из них есть свои вариации. В остальных районах типы выражены менее определенно. Наиболее последовательно особенности школ сказались в небольших церквах, хотя самая кристаллизация типа и развивалась в процессе постройки крупнейших объектов.