Хильдесхайм, церковь св. Михаила. Падерборн, капелла св. Варфоломея. Шпейер, собор
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Германии
Век саксонской гегемонии отражен в архитектуре Оттонов. Тяга к симметричной композиции, двусторонняя ориентация и пластически выразительная комбинация масс в качестве главных особенностей этой архитектуры, естественно, отчетливее всего выявились в самом сердце Саксонии.
Хильдесхайм. Церковь св. Михаила, начало XI в.
Хильдесхайм. Церковь св. Михаила, начало XI в.
В 1033 г. было закончено строительство монастырской церкви св. Михаила в Хильдесхайме, начатое епископом Бернвардом. Ряд последовавших пожаров вызвал перестройку, осуществленную в конце XII в. Однако, несмотря на все изменения, особенно в западной части, первоначальный облик церкви легко восстановим (сохранилась деревянная модель церкви, относящаяся к 1001 г.). Перестройка конца XII в. не коснулась главных опор, но цилиндрические опоры с их кубическими капителями были заменены в основном новыми колоннами, снабженными пышными капителями.
Подобно английским церквам XI—XII вв., и саксонские имели, как правило, деревянное перекрытие. Потолок церкви св. Михаила был в конце XII в. покрыт богатой росписью (на голубом фоне — библейские сюжеты). В восточном конце церкви — три апсиды, из которых выступает только центральная. Над расположенной в западном конце криптой — хор с обходом. Во всем остальном в интерьере соблюдена абсолютная симметрия. Оба трансепта совершенно идентичны. Снаружи — та же симметрия, причем главным кажется южный фасад с двумя одинаковыми порталами. Отсутствие центрального акцента подчеркнуто двумя равнозначными парами лестничных башен, фланкирующих трансепты.
В интерьере равнозначность обоих средокрестий подчеркнута одинаково парадными арками, сложенными из белых и красных камней. Боковые нефы кажутся приставленными к прямоугольному объему центрального. Отсутствие вертикальных членений и высоко расположенные окна обнажают сплошную гладь стен центрального нефа. Эти стены покоятся на чередующихся опорах — системе, отныне ставшей в Саксонии правилом.
Однако ритм аркад парализуется неподвижной мощью этих стен. Заимствованная в Ломбардии, где она имела конструктивные основания, система чередующихся тяжелых и облегченных опор в данных условиях представляется чисто декоративным приемом. Величественное равновесие церкви св. Михаила в Хильдесхайме, тем не менее, исполнено возвышенной силы и торжественного покоя.
Хильдесхайм. Церковь св. Михаила, начало XI в.
Трир. Собор, 1-я четверть XI в.
О масштабах строительства поздних Оттонов, которое шло и за пределами Саксонии, свидетельствует тот факт, что почти все соборы и крупные церкви страны были подвергнуты перестройке.
К нефу архиепископского собора в Трире были добавлены два пролета и западный фасад, где по сторонам полукружия апсиды возникли массивные прямоугольные башни с примыкающими лестничными башенками. Все плоскости получили крупные членения ломбардским декором. В верхних ярусах башен были устроены ниши, напоминающие лоджии.
В Падерборне епископ Майнверк (1009—1036 гг.) построил собор с двумя трансептами, причем западный хор был заглублен в массив мощного прямоугольного сооружения, фланкированного невысокими лестничными башенками. По два хора, видимо, имели и предшествовавшие нынешним соборы в Бамберге и Вормсе.
Швабия, территориально близкая к Италии, оставалась консервативной: здесь господствующим типом была сравнительно тонкостенная базилика с колоннами. Восходящие к позднекаролингскому времени три церкви монастыря на острове Райхенау (Швейцария) — базилики на колоннах. В верхней из этих небольших церквей («Оберцелл», 836 г., перестроена в конце X в.) довольно хорошо сохранились фрески, которыми были расписаны стены ее центрального нефа уже в конце периода Оттонов. Полихромия тектонических элементов (стволы колонн сохраняют красноватый оттенок) наряду с широким применением монументальной живописи говорит не только о стойкости каролингской художественной традиции, но и о продолжающемся влиянии Равенны.
В Южной Германии это влияние держалось долго, и, несмотря на барочные одежды (1731—1733 гг.), древняя церковь св. Эммерама в Регенсбурге (VIII— XII вв.) все еще сохранила «романскую» организацию внутреннего пространства. Однако средняя церковь монастыря на острове Райхенау — «Миттельцелл» (около 1030 г.) — подверглась перестройке: был добавлен западный трансепт с полукруглым хором, заключенным в башне (1048 г.), по сторонам которой — входные притворы.
Капелла св. Креста в Трире, имеющая в плане очертания равноконечного креста и относящаяся к первой половине XI в., перекрыта монастырским сводом на тромпах, переходящих в восьмигранный барабан. В плечах креста своды — цилиндрические. Силуэт этого здания имеет несколько восточный характер.
Еще более «византийской» по своей пространственной характеристике представляется капелла св. Варфоломея в Падерборне, построенная, по свидетельству источника, около 1017 г. греческими мастерами, возможно — выходцами из Сицилии. Благодаря куполу на тонких колонках внутреннее пространство воспринимается здесь нерасчлененным. Со временем Вестфалия стала главной областью распространения так называемых «зальных церквей», однако вряд ли сравнительно незначительная капелла могла послужить источником этого важного архитектурного типа.
Падерборн. Капелла св. Варфоломея, около 1017 г.
Шпейер. Собор. Крипта, начало XI в.
С именем Конрада II (1024—1039 гг.) некоторые неосновательно связывают начало второго периода в истории романской архитектуры Германии. По инициативе Конрада II, основателя новой (Франконской, или Салической) династии, были действительно заложены два крупных сооружения на западе страны: собор в Шпейере и монастырская церковь по соседству с наследственным замком Конрада — Лимбургом на реке Хардт.
Дата закладки собора в Шпейере неизвестна. Она колеблется между 1024 и 1033 гг. Собор был закончен в 1061 г., уже при внуке Конрада, когда опасность размыва фундаментов восточной части здания со стороны Рейна потребовала их усиления. Это и послужило поводом для перестройки собора, причем настолько капитальной, что сейчас довольно трудно представить себе его первоначальный вид. Во всяком случае в первой половине XI в. собор в Шпейере с его деревянным перекрытием не содержал еще признаков, которые позволили бы рассматривать дату его закладки как начало нового этапа в развитии романской архитектуры Германии. Однако новое здесь все же наметилось.
Конрад II был реалистом, далеким от теократических мечтаний своих предшественников. Желая закрепить права на корону за своим родом, он задумал этот грандиозный собор в качестве фамильной усыпальницы Франконского дома.
Церковь в Лимбурге-на-Хардте (1025—1045 гг.) еще с 1504 г. лежит в развалинах. Это — трехнефная базилика на колоннах, с выступающим трансептом, с апсидами на каждом плече, с плоским завершением хора и башней над средокрестием.
Строительная деятельность центральной власти практически прекратилась в период малолетства Генриха IV (1056—1106 гг.) Ожесточенная политическая борьба, поглощавшая все силы духовных и светских князей, парализовала и строительную инициативу феодалов. Во главе строительства оказались новые силы.