Хирсау, церкви св. Аврелия, св. Петра и Павла. Церкви Альпирсбах, Паулинцелла, Фрекенхорст - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Хирсау, церкви св. Аврелия, св. Петра и Павла. Церкви Альпирсбах, Паулинцелла, Фрекенхорст

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Германии
    Клюнийское движение распространилось далеко за пределы Франции. Реформированные монастыри, организованные в единую и центральную систему, обновили папство и вернули ему утраченную политическую силу, в то время как слабость империи в третьей четверти XI в. позволила ряду сильных фигур на папском престоле не только возродить авторитет церкви, но и выступить с притязаниями на политическое господство в католическом мире. Это и привело к хроническому конфликту с империей, когда во главе Германии встал Генрих IV. Призрак гармонии двуединой власти исчез навсегда вместе с веком Оттонов.
Хирсау. Церковь св. Аврелия, 1071 г.
Хирсау. Церковь св. Аврелия, 1071 г.
    В руках церкви благодаря клюнийцам сосредоточилась не только власть, но и огромные средства. Два предприятия конца XI в. были связаны с Клюни: организация крестовых походов и строительство новой главной церкви ордена. Однако это сравнительно позднее сооружение, возникшее в преддверии готики, явилось скорее апофеозом романики, чем источником новых вдохновений. Не оно было положено монастырями Германии в основу своего строительства, когда реформа проникла и к ним.
    Центром клюнийского движения в Германии явился монастырь в Хирсау, в Швабии, т.е. в области, где издавна господствовал консервативный план ориентированной базилики с колоннами. Именно такой была старая церковь св. Аврелия в Хирсау (освящена в 1071 г.), отличавшаяся, однако, от клюнийских тем, что ее боковые нефы, впервые в Германии, уже имели своды.
    Когда нужды выросшей конгрегации, потребовали сооружения еще одной церкви, аббат-реформатор Вильгельм (1069—1091 гг.) запросил в Клюни подробное описание еще существовавшей тогда ранней церкви ордена. В строгом соответствии с полученным описанием и была построена в 1083—1091 гг. вторая церковь в Хирсау, посвященная Петру и Павлу.
Хирсау. Церковь св. Петра и Павла
Хирсау. Церковь св. Петра и Павла
Хирсау. Церковь св. Петра и Павла
Хирсау. Церковь св. Петра и Павла
Альпирсбах. Монастырская церковь, 1095 г.
Альпирсбах. Монастырская церковь, 1095 г.
    Обе хирсауские церкви ныне разрушены, но сохранилась церковь в Альпирсбахе (Швабия), начатая в 1095 г. и полностью отразившая особенности хирсауского типа: ясную функциональность в построении плана, простоту форм (геометрический орнамент, кубические капители), отказ от всего лишнего (крипт, боковых галерей). В то же время уже в Альпирсбахе бросаются в глаза высокое техническое совершенство обработки камня и тщательность выполнения деталей и конструкций, ставшие характерной особенностью этой школы.
    Композиционная схема, положенная в основу построения плана главной церкви в Клюни (981 г.), была разработана в строгом соответствии с особенностями клюнийской литургии и установленным порядком размещения в церкви монахов и мирян. Эта схема и была применена в церквах хирсауской группы. Тем не менее было одно отступление.
    В церкви Клюни колокола, видимо, помещались в башне над средокрестием. Частое пользование ими в процессе литургии вызывало большие неудобства: веревки от колоколов спускались непосредственно в средокрестие, и телодвижения звонарей, раскачивавших колокола, являли собой зрелище, мало соответствовавшее торжественности и достоинству происходившего. Поэтому в Германии вместо башни над оредокрестием предполагались башни над восточными пролетами боковых нефов. Эти башни, однако, почти нигде не были построены.
Альпирсбах. Монастырская церковь, 1095 г.
Альпирсбах. Монастырская церковь, 1095 г.
    Отчетливо выраженный план в форме латинского креста, нартекс с галереей (иногда даже с атрием), отсутствие крипт, колонны в качестве опор и деревянное перекрытие (только в нартексе и изредка в хоре сооружались своды) делали церкви этой группы несколько архаичными. Казалось, строители стремились приблизить свою композицию к типу раннехристианских базилик. Так консерватизм содержания диктовал консервативность форм. Развернувшееся с конца XI в. по всей стране строительство новых монастырских церквей следовало примеру Хирсау. Этот унифицированный тип распространился независимо от границ отдельных княжеств, повсюду противопоставляя себя тому, что было создано ранее; таковы церковь монастыря Петра и Павла в Эрфурте (1103—1147 гг.), церковь в Клейнкомбурге (начата в 1108 г.) и др.
Паулинцелла. Монастырская церковь, 1160 г.
Паулинцелла. Монастырская церковь, 1160 г.
    Наиболее чистым примером церквей хирсауской школы служит Паулинцелла в Тюрингии, куда реформа проникла из Швабии раньше других областей Германии. Законченная в 1160 г., поврежденная во время крестьянской войны 1525 г. и превращенная в каменоломню, Паулинцелла была окончательно разрушена молнией в XVII в. Руины свободны от позднейших напластований и от следов фантазии реставраторов, и подчас говорят более ясным языком, нежели сохранившиеся памятники.
    Строительство, как обычно, началось с восточного конца церкви, где хор и трансепт повторяют план эрфуртской базилики св. Петра, построенной по схеме церкви Петра и Павла в Хирсау. В этой части еще заметна ранняя простота форм. Затем были возведены западные башни и нартекс. В последнюю очередь закончили роскошно отделанный неф, где были применены колонны и деревянное перекрытие. На тимпане портала сохранились следы росписи. Свободно поставленный перспективный портал выдает французское происхождение этого типа церквей.
    При всей величественности архитектуры саксонского периода она грешила даже в основных пропорциях. В противоположность этому в Паулинцелле бросается в глаза приверженность хирсауской школы к строгим и красивым пропорциям.
    Односторонняя ориентация хирсауских церквей предполагала устройство входа с западного конца церкви, что плохо прививалось на севере страны, где в церквах вход приходится отыскивать. Благодаря влиянию Хирсау, западный вход появляется и в саксонских сооружениях (собор в Хильдесхайме и др.). Тем не менее здесь побеждает все же северная композиция фасада, напоминающего скорее неуклюжее крепостное сооружение, чем гостеприимный вход. Иногда эти западные фасады достигают большой впечатляющей силы. В церкви женского монастыря в Фрекенхорсте (1116—1129 гг.) массив центральной башни фасада фланкирован несколько выступающими лестничными башенками. Гораздо более тяжелым и чисто саксонским выглядит башенный фасад церкви в Кенигслуттере (заложена в 1135 г.).
Фрекенхорст. Монастырская церковь, 1116—1129 гг.
Фрекенхорст. Монастырская церковь, 1116—1129 гг.
    В сочетании с бенедиктинским планом (тип Хирсау) встречается и чисто саксонская система чередующихся опор, например в церкви св. Серватия в Кведлинбурге (1130 г.) (хор был в 1320 г. перестроен в готический). В ряде случаев снова появляются двойные хоры и западные трансепты, вместе с которыми возрождается саксонская двойственность в ориентации внутреннего пространства (церковь св. Якова в Бамберге, 1109 г.).
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому