Майнц, собор. Лаах, монастырская церковь св. Марии
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Германии
Майнц. Собор, XI—XIII вв.
Майнц. Собор
Летопись собора в Майнце (освящен в 1239 г.) — это бесконечный список пожаров и восстановлений, позволяющий говорить скорее о том, что стало, чем о том, что было. Разновременность постройки восточного хора, нефа и западного хора сказалась в отсутствии единства, отличающем этот памятник от собора в Шпейере. Наиболее сложной кажется западная часть собора. Вся композиция, включая башенки, фланкирующие трехконховый западный хор, получила в XVIII в. барочное завершение. Оно хорошо подошло к парадным формам западного хора, уже в свое время напоминавшим скорее дворцовое, чем церковное сооружение.
Было нечто прямо противоположное хирсауским базиликам в этой пышной, почти центрической композиции, настолько отличной от аскетической простоты наружных стен нефа, что последний кажется не более как служебным объемом, соединяющим «императорский» западный хор с восточным хором. Центральный неф перекрыт нервюрным сводом, боковые — крестовыми. В интерьере наибольшее впечатление оставляют масштабы восточного хора.
Майнц. Собор, XI—XIII вв.
Майнц. Собор, XI—XIII вв.
Острая идейно-политическая борьба между светской властью и римской церковью, разгоревшаяся в Германии в XII в., не могла не наложить своего отпечатка и на развитие архитектуры в этой стране. В то время как монастырское (орденское) строительство хирсауской школы, придерживаясь функционально оправданного построения плана, тем не менее отказывалось от прогрессивных конструкций, светская инициатива, насаждая сводчатые перекрытия, связывала их с архаизирующими композициями.
В поисках самобытности оппозиция Риму, в частности, выразилась в возрождении старосаксонских приемов построения плана. Так идейные противоречия, отражаясь в антагонистических архитектурных формах, раздвоили общее развитие и тем надолго задержали его. Романская архитектура Германии в XII в. оказалась оторванной от того прогрессивного развития, которое в это время наметилось к западу от Рейна и вело к переходу от романских форм к готическим. Оторвавшись от общего развития, которое определялось возраставшим значением городов с их общественной жизнью и обновленной идеологией, архитектура Германии и в этих изменившихся условиях продолжала искать в обогащенных романских формах то, что другие нашли в готических.
Лаах. Монастырская церковь св. Марии, 1093—1156 гг.
Лаах. Монастырская церковь св. Марии, 1093—1156 гг.
Однако прежде чем обратиться к этим обогащенным формам, она успела создать чисто романский памятник выдающейся силы, как бы подводящий итог всему предшествующему развитию. Все композиционные особенности германской романики сочетались в нем с конструктивными новшествами времени. Тем более «германский», что он был создан единоличной инициативой, а не коллективом монахов, этот памятник повторяет выразительную объемную композицию имперских соборов, но в совершенно ином осмыслении: сооруженная на собственных фундаментах, почти не знавшая последующих перестроек и хорошо сохранившаяся церковь «св. Марии Лаах» — монастырская церковь.
Здание церкви Лаахского аббатства было заложено пфальцграфом Генрихом в 1093 г., однако строительство, уже в 1095 г. прерванное смертью основателя, возобновилось только в 1130 г. и к 1156 г. было практически закончено. Хотя это и трехнефная базилика с планом в форме латинского креста, но и здесь налицо второй, западный трансепт со своим хором и апсидой. Однако в организации внутреннего пространства западная часть явно подчинена восточной, и богатый атрий («парадиз») подчеркивает одностороннюю ориентацию. Здание изначально предполагалось по примеру собора в Шпейере перекрыть крестовыми сводами, к сооружению которых и приступили в 1130 г. Своды главного хора, имеющие повышенную стрелу подъема, относятся ко второй половине XII в. В сводах лаахской церкви имелось существенное отличие от сводов шпейерского собора: здесь не была применена связанная система, и каждому продолговатому в плане своду центрального нефа соответствовало не по два, а по одному своду в каждом из боковых нефов.
Лаах. Монастырская церковь св. Марии, 1093—1156 гг.
Лаах. Монастырская церковь св. Марии, 1093—1156 гг.
Над восточным средокрестием возвышается октогон, переход к которому осуществлен, как обычно, тромпами. Над западным трансептом высится напоминающий «вестверк» прямоугольный в плане массив, украшенный аркадной галереей; над ним — меньший объем, снабженный сквозными бифориями. Эта ступенчатая композиция завершена ромбоидальной кровлей. Аркатурные фризы и лопатки служат главными членениями наружных стен и башен. Этой впечатляющей строгости внешних форм соответствовала суровая простота интерьера. Так, в соответствии с диалектикой развития, то прогрессивное, что было достигнуто в строительстве имперских соборов в качестве реакции на хирсаускую школу монастырского строительства, оказалось с наибольшей последовательностью выраженным в монастырской церкви, как в типе наилучшим образом представляющем романскую архитектуру.