Крипта Виперти. Гернроде, церковь св. Кириака. Майнц, собор
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Германии
Основная территория Германии X в.— Саксония и Тюрингия — не знала ни античной, ни раннехристианской культуры. Отсутствие античных сооружений и слабость монастырской инициативы превратили архитектуру Каролингов в единственный первоисточник культовой архитектуры Германии X в. Поэтому строительство времени Оттонов кажется непосредственным продолжением того, что было заложено еще в Ахенской капелле и в монастырских церквах типа Фульды или Центулы. Однако процесс развития шел в Германии в условиях, принципиально отличных от господствовавших не только одновременно на юге Европы, но и раньше в самой империи Каролингов. Особенности архитектуры века Оттонов коренились не столько в античных традициях или пережитках раннего христианства, сколько в преданиях германской древности, причем в поисках художественной выразительности строители вдохновлялись скорее таинственным величием византийского Востока, чем ясной логикой римской античности или идеалами аскетизма.
Кведлинбург. «Крипта Виперти», 1-я половина X в.
Недавние варвары по-своему восприняли насильственно навязанное им христианство. В глазах же императоров, князей, даже прелатов новая религия призывалась придать мистический смысл концепции императорской власти. Под воздействием таких теократических представлений и была создана церковная архитектура, которая на протяжении трех столетий сохраняла свою самобытность.
«Крипта Виперти», перестроенная из небольшой каролингской часовни при Кведлинбургском замке, была первоначально свободно стоящим зданием. Эта миниатюрная трехнефная базилика, относящаяся к первой половине X в., перекрыта цилиндрическим сводом. Хотя в этой «крипте» уже имеются в зародыше некоторые композиционные особенности романской архитектуры как Франции (кольцевой обход), так и Саксонии (система чередующихся опор), но по духу своему памятник принадлежит скорее архаике христианской Галлии, чем даже эпохе Каролингов. Тем не менее, по справедливому замечанию П. Франкля, только сто лет отделяет крипту Виперти от величественного романского собора в Шпейере.
В 955 г. Оттон предпринял в Магдебурге строительство большой монастырской церкви св. Маврикия, превращенной в 968 г. в архиепископский собор. Здание было сравнительно быстро закончено и простояло до пожара 1207 г., когда архиепископ Альбрехт II решил заменить поврежденное сооружение новым (существующее здание собора в Магдебурге было закончено лишь в 1520 г. (западный фасад), хотя хор и неф ее были освящены еще в 1363 г.
Собор был сильно поврежден при налетах англо-американской авиации во время второй мировой войны и с 1950 г. восстанавливается). Простоявший 252 года собор Оттона I, по масштабам немногим уступавший новому, был первым императорским собором. О богатстве его интерьера свидетельствуют, в частности, сохранившиеся в новом здании двадцать шесть мраморных колонн, доставленных из Италии. План, по-видимому, напоминал план собора в Паренцо.
Особенности, типичные для Саксонии, впервые проявились в одновременной монастырской церкви в Гернроде, начатой в 961 г., видимо не без участия жены Оттона II, гречанки Теофано. Интерьер и план этой церкви полностью соответствуют первоначальным, за исключением росписей и перестроек в западной части, вызванных сооружением второй крипты в XII в. В связи со второй криптой появилась западная апсида.
Гернроде. Монастырская церковь св. Кириака, 961 г. — XII в.
Гернроде. Монастырская церковь св. Кириака, 961 г. — XII в.
Гернроде. Монастырская церковь св. Кириака, 961 г. — XII в.
Судя по той симметрии, которая господствует в композиции интерьера, двусторонняя схема была предусмотрена изначально: средние опоры отчетливо делят неф на две половины; каждый пролет в свою очередь разделен колонной надвое.
Боковые галереи также разделены центральными опорами на западные и восточные. Арки сгруппированы по три, и общее число их соответствовало числу монахинь (24). Длина нефа точно равна его высоте. Вместо динамики ритма — покой симметрии. Таким образом, интерьер этой ранней церкви уже отчетливо отражает один из главных признаков романской архитектуры Германии.
К сгоревшему в 975 г. нефу монастырской церкви в Эссене был пристроен существующий ныне западный хор, очень сложный по композиции. В интерьере этот хор напоминает Ахенскую капеллу. Над его западной апсидой размещены галереи. В орнаменте тонко прорисованных ионических и коринфских капителей чувствуются антикизирующие настроения, тем более роднящие этот памятник — один из древнейших в Германии — с эпохой Каролингов. Над трехнефным хором высится башня, квадратная, а выше восьмигранная в плане (восточный хор и неф существующего собора в Эссене были закончены в 1317 г. Крипта восточного хора относится к 1051 г. Собор реставрировался в 1881—1886 гг.).
Хотя и в архитектуре Каролингов западный конец храма нередко акцентировался башнями и нартексом, в данном случае пристройка к уже существовавшему сооружению самостоятельной композиции такой самодовлеющей силы создала новое положение. Западный конец церкви получил особое значение. Но двусторонние акценты на западном и восточном концах церкви противоречили композиционным принципам ранних базилик с их односторонней ориентацией.
В 975—978 гг. архиепископ саксонец Виллигис предпринял строительство нового собора в Майнце, который должен был как главный собор империи лучше отвечать ее достоинству. Собор был закончен в 1009 г., но сгорел накануне освящения. Восстановленный архиепископом Бардо, он был в 1036 г. освящен снова.
При раскопках 1925—1928 гг. были исследованы его фундаменты; как и ранний собор св. Петра в Риме, он имел западную ориентацию. В восточном конце Бардо надстроил над нартексом массивную башню, фланкированную лестничными башенками. Перед нартексом был атрий, соединявший собор с «королевской капеллой», снабженной полукруглой выступающей апсидой, ориентированной на восток.
Майнц. Схема развития собора. Реконструкция Вайгерта
1 — королевская каппела; 2 — атрий; 3 — нартекс; 4 — башни; 5 — хор; 6 — капелла св. Марии
1 — королевская каппела; 2 — атрий; 3 — нартекс; 4 — башни; 5 — хор; 6 — капелла св. Марии
Композиция раннего собора в Майнце (X—XI вв.) в известной мере отвечает на вопрос, почему именно в средневековой архитектуре Германии конец церкви, противоположный алтарному, приобрел такую важность. Равновесие между двумя концами базилики символизировало теократический характер единства земной и небесной власти, т.е. концепцию, лежавшую в основе империи Оттонов. Конечно, это не предусматривалось официальной символикой церковного здания, кстати, развившейся много позднее. Однако теократический смысл, придававшийся Оттонами императорской власти, не мог не сказаться и на композиции храмов того времени. Хроника Титмара, епископа Мерзенбургского (975— 1018 гг.) подробно описывает пышный церемониал, которым каждый раз сопровождалось торжественное прибытие императора в церковь. Местом кульминации этого торжества, как и всех религиозных процессий того времени, был нартекс, т.е. конец церкви, противоположный алтарному.
В 980 г. было закончено новое здание монастырской церкви св. Панталеона в Кёльне. Ее западный конец был слит с западным трансептом в целостную композицию (вестверк), позволяющую уже предчувствовать ту пластическую выразительность комбинации больших масс, которая позднее стала типичной для германской романики, особенно в Саксонии и Вестфалии (собор в Миндене, XII в. и др.).
Кёльн. Церковь св. Панталеона, конец X в.
Минден. Собор, XII в.