Церкви Сеговия: Сан Мартин, Сан Эстебан, Сан Лоренсо; Саагун, Сан Лоренсо; Аграмунт. Сан Доминго де Силос, клуатра
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
Сеговия. Церковь Сан Мартин, XII в.
Сеговия. Церковь Сан Мартин, XII в.
Все позднероманские церкви Сеговии, по своей объемно-пространственной композиции и конструктивным особенностям примыкающие к бенедиктинскому типу монастырской церкви в ее местной интерпретации, имеют квадратную в плане башню над средокрестием и такую же, но более высокую башню у одного из боковых фасадов. Эти башни, близкие по формам к классическому типу арабской архитектуры — минаретам, встречаются и в других областях Испании.
Специфическую же черту сеговийских храмов, которая позволяет выделить их в особую группу, составляют арочные открытые галереи у боковых фасадов. В церкви Сан Мартин галерея имелась не только на боковых, но и на западном фасаде, огибая сооружение с трех сторон. Перекрытия галереи, как и многих приходских церквей, были деревянными; декоративная трактовка стропил следовала арабским образцам. Галереи выполняли, очевидно, функции будущих общественных зданий — крытых рынков, бирж, судов — и служили местом собраний прихожан.
К концу романской эпохи в культовой архитектуре Испании заметно усилились арабские влияния. Благодаря реконкисте в состав христианских государств Пиренейского полуострова вошли области, где длительное владычество арабов наложило сильный отпечаток на культуру и быт местного населения.
Сеговия. Церковь Сан Эстебан, начало XIII в.
Участие в военных операциях реконкисты постоянно отвлекало испанских ремесленников от повседневных дел, не говоря уже о том, что самая война ложилась тяжелым бременем на плечи населения. В таких условиях только бенедиктинским монастырям, обладавшим очень крупными средствами, было доступно строить большие церкви и пользоваться услугами французских мастеров. Рядовые горожане предпочитали обращаться к беженцам с мавританского Юга (мосарабам), руками которых и было возведено подавляющее большинство скромных по размерам приходских церквей.
Местом, откуда стала распространяться традиция применения кирпича в культовом строительстве, был Саагун — резиденция большого клюнийского монастыря, расположенного на пути к Сантьяго-де-Компостела. Хотя кирпич стал впервые использоваться христианами в гражданской архитектуре еще в IX в., только через три столетия в районе Саагуна была возведена первая группа церковных зданий из кирпича, имеющих самостоятельное художественное значение и представляющих интерес именно с точки зрения использования материала. Строительство церквей в кирпиче, как бы получив санкцию и освящение фактом применения его бенедиктинцами в Саагуне, стало распространяться дальше на юг.
И по плану, и по объемно-пространственной композиции кирпичные церкви Саагуна примыкают к бенедиктинскому типу. Это — трехнефные, трехапсидные постройки с развитой квадратной в плане башней над средокрестием. Применение кирпича не лишило их особенностей, свойственных романскому зодчеству, но придало им ярко выраженный индивидуальный характер.
Самой ранней кирпичной церковью группы Саагуна является церковь Сан Тирсо, сооруженная около 1123 г. Но вполне сложившиеся постройки — церковь Сан Лоренсо в Саагуне и церковь в Лугарехе — принадлежат к более позднему времени — к концу XII и началу XIII в. Плоскости стен и апсид церкви Сан Лоренсо сплошь покрыты декоративными глухими арками. Мотив арок, но на этот раз в форме конструктивной сквозной аркады, повторен и в башне над средокрестием.
Саагун. Церковь Сан Лоренсо, конец XII — начало XIII в.
Сеговия. Церковь Сан Лоренсо, 1-я половина XIII в.
Традиционная для испанской романики башня над средокрестием по ширине равна центральной апсиде; арки на фасадах апсиды находят непосредственное продолжение в вертикалях арок башни, да и самая башня выглядит естественным завершением апсиды. Плоскость восточного фасада сплошь украшают глухие подковообразные арки.
Развитая система декоративных форм в сочетании с мелким форматом кирпича создает иллюзию орнаментального ковра, покрывающего фасады здания. Этот необычный для испанской романики прием равномерного многократного повторения одного декоративного мотива, благодаря которому фасад превратился в богато орнаментированную плоскость, был, как и материал, заимствован из арсенала арабской архитектуры.
Один из лучших кирпичных храмов — церковь в Лугарехе (первая половина XII в.) — отличается от церкви Сан Лоренсо лишь в деталях: двойные уступчатые арки протянуты во всю высоту апсиды (в Сан Лоренсо они расположены в два яруса), и это подчеркивает стройность сооружения. Своеобразным примером «романизированных» мусульманских форм является церковь Сан Лоренсо в Сеговии (первая половина XIII в.), где классическому типу каменной сеговийской церкви с арочной галереей вдоль бокового фасада придана не менее классическая для Саагуна квадратная кирпичная башня-донжон над средокрестием.
Испанская скульптура, бывшая неотъемлемой частью композиции храмов, представляет вместе с тем самостоятельный интерес благодаря ее обилию и большому количеству первоклассных образцов. Одну из композиционных особенностей испанских храмов, тесно связанных и с особенностями скульптурного убранства, составляет сосредоточение всего богатства круглой и орнаментальной скульптуры в определенных, строго регламентированных местах.
В церкви таким местом сосредоточения скульптуры является входной проем. Его значение в общей композиции храма подчеркнуто контрастом между насыщенным скульптурой порталом и суровой гладью кладки, лишенной всякого декоративного убранства. Эта черта особенно заметна в церкви Аграмунт, законченной во второй половине XIII в.
Аграмунт. Церковь, 2-я половина XIII в.
Монастырь Сан Доминго де Силос. Скульптура клуатра, конец XI — начало XII в.
Контрастность в размещении скульптурного декора присуща и монастырским клуатрам, в частности знаменитому клуатру монастыря Сан Доминго де Силос (рубеж XI и XII в.). Горельефы, изображающие несение креста , Успение и т.д., расположенные в угловых частях аркады, как бы включаются в ее ритм и тем самым в ее композицию, но вместе с тем предельная насыщенность строго ограниченного поля ниши крупной пластикой фигур выделяет ее из общего ряда открытых арок.
Таким образом, в романскую эпоху испанская архитектура представляла собой чрезвычайно сложную картину, в которой типологически различные отрасли зодчества развивались самостоятельно, питаясь разными традициями, происходя из разных источников. Фортификационная архитектура многими своими особенностями была обязана маврам; в жилищной архитектуре наряду с «северным» типом жилого дома бытует тип восточного жилья с плоской крышей; в культовой архитектуре наряду со строительством храмов по французским образцам дают о себе знать арабские и вестготские традиции.
Подобно тому, как успехи реконкисты в XI — первой половине XIII в. определили будущее Испании, так и архитектура романского периода, несмотря на всю разнородность составляющих ее элементов, явилась источником будущей национальной испанской архитектуры, которой отныне предстояло развиваться по пути дальнейшей ассимиляции унаследованных ею строительных культур.