Церкви Сантьяго-де-Компостела; Фромиста, Сан Мартин; Авила, Висенте. Саламанка, собор
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
Культовые сооружения испанской романики обнаруживают безусловную зависимость от французской архитектуры. В районах, освобожденных от арабов, возникали группы сооружений, общий характер которых определялся каким-либо ведущим местным зданием. Таким, а не единым процессом развития, явилось в XI—XII вв. романское храмостроение в северных районах Пиренейского полуострова. Но в каждой из создававшихся групп, хотя и очень робко, но проявляются ростки собственной архитектурной культуры, появление которых можно объяснить лишь влиянием устоявшихся народных традиций мосарабской архитектуры.
Сантьяго-де-Компостела. Паломническая церковь, 1078—1120 гг. Главный неф, мастер Матео
Сантьяго-де-Компостела. Паломническая церковь, 1078—1120 гг. «Портал небесного блаженства», мастер Матео
Крупнейшая романская постройка Испании — монастырская церковь Сантьяго де Компостела (1078—1120 гг.), возведенная в Галисии над воображаемой могилой апостола Иакова — конечным пунктом паломнического пути. Одна из пяти больших паломнических церквей, она полностью повторяла тип, сложившийся во Франции во второй половине XI в.
Портал западного фасада церкви Сантьяго-де-Компостела, называемый порталом «небесного блажества», — одно из величайших творений романской скульптуры. Он был выполнен по образцу знаменитого портала монастырской церкви Везлэ (Франция) испанским мастером Матео в 1168—1188 гг.
Южнофранцузские традиции богатого пластического убранства порталов нашли в Испании благородную почву. Они импонировали развитому декоративному чувству местного населения, воспитанному идущей от вестготов традицией декоративной резьбы по камню и искусством мавританского Юга.
Сантьяго-де-Компостела. Паломническая церковь, 1078—1120 гг. План; поперечный разрез, мастер Матео
Новые формы скульптуры, изображающей человеческую фигуру, освященные авторитетом церкви Сантьяго — паломнического центра, популярность которого в средние века соперничала с Римом и Иерусалимом, получили в Испании широкое распространение. Мастер Матео был незаурядным скульптором. Его фигуры пластичны, объемны, в них нет непосредственно ощущаемой зависимости от деревянной доски, свойственной произведениям его предшественников.
Фромиста. Церковь Сан Мартин, около 1066 г.
Типичный пример монастырской паломнической церкви представляет собой церковь Сан Мартин де Фромиста, построенная около 1066 г. по образцам церквей Южной и Центральной Франции. Это небольшая постройка с тремя почти одинаковыми по высоте нефами, трансептом и открывающимися непосредственно в них тремя апсидами. Средокрестие увенчано восьмигранной башней, а западный фасад фланкирован двумя небольшими цилиндрическими башенками.
Церковь замечательна чистотой своего типа, согласованностью частей и красотой пропорционального строя. Наибольший интерес представляет характер освещения церкви, хорошо отвечающий климатическим особенностям страны. Почти равная высота всех трех нефов, слабый уклон крыши и отсутствие трифориев обусловили полумрак в интерьере, освещаемом лишь через окна боковых фасадов. Этот прием получил в Испании широкое распространение.
Фромиста. Церковь Сан Мартин, около 1066 г.
Авила. Церковь Висенте, после 1109 г.
Другая особенность пространственной организации церкви — отсутствие хора и непосредственная связь апсид с трансептом — также получила всеобщее распространение в культовых сооружениях испанской романики. Она же, по всей видимости, послужила причиной появления такой специфически испанской особенности готических соборов, как перенесение функций хора в неф. Этот тип паломнической церкви послужил образцом для строительства приходских и монастырских храмов Испании в романскую эпоху.
Авила. Церковь Висенте, после 1109 г.
Авила. Церковь Висенте, после 1109 г.
О постепенном усилении самобытных черт в отмеченных французским влиянием культовых постройках свидетельствует церковь Сан Висенте в Авиле, начатая строительством в 1109 г. Богато декорированный западный фасад с великолепным порталом контрастирует с восточным, почти лишенным декоративного убранства. Строгостью, геометрически правильной четкостью форм он обязан прежде всего особенностям своей объемной композиции: квадратной в плане башне средокрестия, плоским крышам трансепта, башни и галереи. Эта композиция представляла собой логическое развитие особенностей покрытия церквей в Сантьяго-де-Компостела, Фромисте и Сан Исидоро в Леоне.
И если ранние, во многом французские по характеру церкви в Сантьяго и Фромисте имели призматические завершения башен и крыши с наклоном, то здесь зодчие, используя опыт крепостной и жилищной архитектуры арабов, сделали логический вывод из особенностей конструкции церквей с почти равной высотой нефов. Более дешевая и простая в строительстве, хорошо отвечающая климатическим особенностям страны плоская крыша составляет одну из местных особенностей, приближающую внешний вид церкви к облику крепостных и жилых построек. Эта же особенность объемной композиции придает испанским церквам с их планом, таким обычным в бенедиктинской практике, своеобразие и резкость силуэта, которые достигались сопоставлением простых по форме и резко,отличных по высоте объемов.
Одну из наиболее четко очерченных групп памятников представляют собой соборы так называемой саламанкской группы. Все они имеют уникальную в испанской романике особенность: средокрестие увенчано круглым барабаном с куполом на парусах.
Саламанка. Старый собор, закончен в 1160 г.
Саламанка. Старый собор, закончен в 1160 г.
Образцом для остальных построек послужил наиболее ранний по времени собор в Саламанке (закончен в 1160 г.). В нем особенности, свойственные романике, причудливо сочетаются с элементами восточной архитектуры. Традиционно «западными», идущими от ранних монастырских церквей, являются план и система объемно-пространственной композиции собора. Собор в Саламанке — один из немногих ранних примеров последовательного применения стрельчатого очертания арок. Чрезвычайно важную особенность составляют также крестовые своды, перекрывающие не только боковые, но и средний неф.
Основным элементом интерьера является купол. Покоящийся на четырех стрельчатых арках средокрестия, он вырастает на барабане, прорезанном двумя ярусами окон. Между ними проходят ребра самого купола, заканчивающиеся у основания двухъярусными колонками. Окна также декорированы колонками, совокупность которых образует нечто вроде наличников. Весь этот пышный декор и сочно моделированные колонны контрастируют со строгими формами нефов. Средокрестие, как композиционный центр здания, выделено также обилием света, щедро льющегося из многочисленных окон купола.
Саламанка. Старый собор. Купол
Саламанка. Старый собор, закончен в 1160 г.
Такой же контраст, но на этот раз между гладкими плоскостями фасадов и подчеркнуто сложным пластичным убранством купола, наблюдается и во внешнем облике собора. Здесь налицо одно из наиболее ранних проявлений того своеобразного понимания декоративности, которое стало характерным для испанской архитектуры последующих столетий: преобладание гладких плоскостей, по контрасту с которыми небольшие, но обильно декорированные плоскости выглядят особенно нарядно. Возможно, что склонность к перенасыщению орнаментом декорируемых элементов здания явилась следствием длительных контактов с арабским искусством.
Еще одну «испанскую» особенность собора составляет плоская крыша. Однако в отличие от большинства романских церквей с плоской крышей края ее увенчаны крепостными зубцами. Собор в Саламанке — пример крайне редкого в романской архитектуре Испании буквального подражания крепостной архитектуре, хотя и не выдержанного с последовательностью, свойственной португальским постройкам, где объемная композиция и очертания башен с плоскими крышами придают соборам подлинно крепостной силуэт.