Бари, Сан Никола. Соборы Руво, Трани, Троя. Андрия, Кастель дель Монте
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Сравнительно сильная централизованная власть в Южной Италии привела к тому, что здесь после нормандского завоевания не было независимых городов-коммун, как в Северной и Средней Италии (расцвет морских республик — Бари на Адриатическом, Амальфи на Тирренском побережьях — приходится главным образом на IX—X вв.). В результате культовые постройки — церкви, аббатства — и укрепленные замки короля и феодалов явились основными видами сооружений на этой территории. Зданий городских самоуправлений Южная Италия не знает. В то же время, в силу чрезвычайной сложности исторических условий, развивавшаяся здесь культура и, в частности, архитектура, сочетала воедино самые разнообразные традиции: ломбардские, византийские, арабские и классические (эллинистическо-римские и греческие памятники разбросаны во многих местах Сицилии и материка). Непрестанное движение паломников в «Святую землю» и обратно и крестовые походы способствовали перенесению с Востока специфических методов строительства и приемов отделки зданий.
Бари. Церковь Сан Никола, 1087—1197 гг.
Один из наиболее значительных памятников романской архитектуры на юге Италии — церковь Сан Никола в Бари, городе, представлявшем собой транзитный пункт для паломников в Палестину. Обширная крипта для останков святого и лежащие над нею части были построены в 1098 г., почти вся остальная церковь — около 1132 г., но работы продолжались до 1197 г.
Бари. Церковь Сан Никола, 1087—1197 гг.
Церковь представляет собой трехнефную базилику из прекрасного тесаного серовато-коричневого известняка, перекрытую в среднем нефе деревянными стропилами, а в боковых — крестовыми сводами. Трансепт вписывается в общие прямоугольные очертания плана, а три апсиды скрыты дополнительной стеной (византийская черта), фланкированной двумя стройными башнями, не получившими, однако, завершений. Другая пара мощных башен фланкирует главный фасад, нарушая симметрию его типического базиликального силуэта и обогащая пластику его внешнего облика.
Внутреннее пространство среднего нефа церкви в первых трех пролетах расчленено на уровне галерей трифория поперечными арками-стенками. Вместо столбов здесь применены сдвоенные колонны. Затем, после композиционной паузы, внесенной сильным и сложным устоем, пространство как бы взмывает кверху, к самому потолку главного нефа, объединяя три последующих пролета. Еще выше поднимается средокрестие (не получившее купольного завершения), отделенное от основного корабля легкой трехпролетной аркадой. Все в целом производит очень живописный, почти театральный пространственный эффект.
Бари. Церковь Сан Никола, 1087—1197 гг.
Руво. Собор, XII—XIII вв.
Руво. Собор, XII—XIII вв.
Общий замысел церкви Сан Никола в Бари оказал большое влияние на архитектуру других построек, возведенных в городах на побережье Адриатики. Помимо собора в том же Бари (начат после 1156 г., строился еще в 1179 г.), к ним относятся соборы в Битонто (начат в 1175 г.), в Барлетта (начат около 1139 г., расширен и перестроен в XIV в.), в Руво (XII в.), в Трани (начат в XI в.), в Мольфетта (XI— XII вв.). Вся эта группа построек имеет украшенные розой главные фасады, отражающие базиликальное построение внутреннего пространства, и трансепты, не выступающие за пределы общих прямоугольных очертаний плана. Собор в Руво благодаря более крутому наклону карнизов щипцовой стены отличается устремленным вверх фасадом. Во многих случаях пластика нижней части фасада обогащена плоскими аркадами, большей частью глухими (соборы в Битонто, в Трани) или заложенными позднее (собор в Руво).
Собор в Трани (начат в 1094 г., окончен в XIII в.), поставленный на берегу, боком к морю, на маленькой треугольной площади, поднят над уровнем площади и связан с нею двумя расходящимися от главного портала лестничными маршами.
Собор в Трое (1093—1125 гг.; завершение относится к XIV в.) имеет большое сходство с пизанскими постройками. Его стены украшены глухими аркадами и мраморными наборными вставками. Большая готическая мраморная роза выполнена восточной техникой, путем просверливания.
Трани. Собор, начат в 1098 г.
Троя. Собор, начат в 1093 г.
Своеобразную группу романских построек в Апулии образуют церкви, перекрытые куполами византийского типа. Собор в Каноза (начат между 1071 и 1089 гг., освящен в 1101 г.) имеет пять полусферических куполов, перекрывающих продольный неф и трансепт. Церкви Сайт Андреа в Трани и Сан Пьетро в Отранто — квадратные в плане купольные постройки. Сан Франческо в Трани имеет главный неф, перекрытый тремя куполами. Во всех этих сооружениях несомненно сказалась широко распространенная, типическая для данной местности система строительства, в которой основным материалом служит камень-плитняк, используемый как для стен, так и для перекрытий.
Андрия. Кастель дель Монте, около 1240 г.
Андрия. Кастель дель Монте, около 1240 г.
Великолепным памятником гражданского строительства в Апулии является Кастель дель Монте, построенный в 1240—1250 гг. как замок императора Фридриха II, но в конце XIII в. превращенный в тюрьму. Это — мощное, поставленное на холме восьмигранное сооружение с центральным двором и восьмигранными же башнями по углам. Сводчатые перекрытия залов имеют нервюры стрельчатого очертания — дань арабским и готическим влияниям.
В архитектуре замка сила и суровая простота внешних форм замечательно сочетаются с тонкостью деталей и богатством отделки внутренних помещений, где можно увидеть колонны из розового мрамора, мозаичные арабского типа капители, изящную резьбу, богатые порталы. Замечательно устройство специальных каналов для спуска с крыши замка воды, используемой в гигиенических целях. Этот высокий для того времени уровень комфорта также идет из Сицилии, где аналогичные устройства встречаются в замках Маньяче в Сиракузах и Урсино в Катании.
Андрия. Кастель дель Монте, около 1240 г.