Милан, Сант Амброджо. Бергамо, палаццо делла Раджоне. Брешия, Бролетто. Комо, Сан Феделе, Сант Аббондио - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Милан, Сант Амброджо. Бергамо, палаццо делла Раджоне. Брешия, Бролетто. Комо, Сан Феделе, Сант Аббондио

Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Милан. Базилика Сант Амброджо, конец XI—XII в.
Милан. Базилика Сант Амброджо, конец XI—XII в.
Милан. Базилика Сант Амброджо, конец XI—XII в.
Милан. Базилика Сант Амброджо, конец XI—XII в.
    Базилика Сант Амброджо в Милане — один из наиболее ранних и значительных памятников ломбардской архитектуры, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие культового зодчества в Северной Италии. Первоначальная постройка, восходящая к 386 г., была капитально перестроена в 824—859 гг., и к этому времени, по-видимому, принадлежит древнейшая сохранившаяся часть базилики — ее апсиды с примыкающим к ним пролетом, перекрытым полуциркульным сводом.
    Основное сооружение — трехнефный, не имеющий трансепта корпус, которому предшествует идущий на всю ширину главного фасада нартекс, — возведено в конце XI в. Крестовые своды среднего нефа построены в 1096 или в 1117 г. после землетрясения. Купол на восьмигранном барабане, которым перекрыли ближайшую к апсидам ячейку среднего нефа после обрушения ее свода, относится к 1196 г.
    По сторонам базилики имелись дворы, слева — каноников (впоследствии перестраивался Браманте), справа — монахов. По бокам главного корабля построены «кампанила каноников» (1128 г.) и «кампанила монахов» (возможно, IX в).
    Базилика Сант Амброджо — первый памятник на территории Италии (и, возможно, в Европе), в котором была применена система сводчатых перекрытий среднего и боковых нефов. Каждой квадратной в плане ячейке высокого среднего нефа соответствует по два интервала в боковых пролетах.
Милан. Базилика Сант Амброджо, конец XI—XII в.
Милан. Базилика Сант Амброджо, конец XI—XII в.
1 — хор; 2 — капеллы; 3 — средний неф; 4 — нартекс; 5 — атрий; 6 — башня каноников; 7 — башня монахов
    Ячейки перекрыты крестовыми сводами на полуциркульных арках; все сопряжения сводчатых поверхностей подчеркнуты ребрами, каждому из которых соответствует свой «стебель» в общем пучке, составляющем устои. Подъем среднего нефа над двухэтажными боковыми еще невелик и не дает возможности устроить окна. Распор от среднего нефа передается на боковые стены и контрфорсы при помощи поперечных стенок, разделяющих чердачное пространство над боковыми нефами. Техника строительства была не высока, и часть сводов обрушилась, не простояв и ста лет.
    Базилика Сант Амброджо примечательна не только новизной конструктивно-строительной системы, — это яркий памятник нового архитектурного стиля, ставшего характерным для Италии в последующие два века. Общие черты этого стиля — большая простота, несколько суровое спокойствие, широкие, уравновешенные внутренние пространства — получили здесь совершенно индивидуальную интерпретацию благодаря сложному ритму и своеобразному освещению.
    В пространственном построении главного нефа ритм основных устоев, выделенных стройными, поднимающимися до пят сводов пилястрами, сочетается с второстепенным ритмом малых арок и устоев, отвечающих пролетам боковых галерей. Этому динамическому расчленяющему началу противостоят элементы, усиливающие общую целостность: одинаковые полуциркульные архивольты боковых аркад, бегущие из пролета в пролет аркатурные пояса. Вся эта троекратно повторяющаяся система архитектурных форм оказывается погруженной в постепенно изменяющуюся от входа в глубину нефа светотеневую среду. Но глубина храма, его приподнятая над криптой алтарная часть вновь сияют под лучами прямого света: высокие окна устроены в апсиде и в восьмигранном барабане, поддерживающем купол.
    Внешний облик базилики определяется романским атрием (1160 г.) — единственным, сохранившимся на севере. Его торжественные аркады и глубокие, перекрытые крестовыми сводами галереи перекликаются с аркадами главного фасада: с его лоджиями, открытыми на всю глубину нартекса. Поднимающиеся вслед за аркадами линии фронтона придают фасаду классическую законченность. Целостность ансамбля, состоящего из атрия, базилики и двух поднимающихся из-за ее торцового фронтона кампанил, обусловлена общностью главных и второстепенных архитектурных форм и материалов: темно-красного, кирпича в стенах и арках, тесаного камня в столбах, капителях и в основании кампанил (камень включен также и в архивольты арок, в углы и тяги на стенах кампанилы).
Кьяравалле. Церковь аббатства, около 1220 г.
Кьяравалле. Церковь аббатства, около 1220 г.
    Силуэт ансамбля Сант Амброджо завершается восьмигранным кирпичным барабаном над куполом с черепичной шатровой кровлей. Стены барабана облегчены двумя арочными галереями; кирпичный карниз украшен виртуозно выполненным аркатурным поясом.
    Такого рода барабаны стали типичным элементом ломбардского культового зодчества. Иногда над ними устраивалась башня. Великолепный пример подобной башни — церковь в аббатстве Кьяравалле (около 1220 г.) недалеко от Милана.
    Из сохранившихся в Милане романских церквей интересна церковь Сант Эусторджо, принадлежащая к сооружениям зального типа (XI, в основном XII в).
    В строительстве городских укреплений использовалась традиционная система стен и башен, восходившая еще к лагерям античного Рима. В Милане, где мощные укрепления были возведены в XII в., от них сохранились лишь арки Порта Нуова. Дошло до наших дней и главное общественное сооружение Милана того времени — палаццо делла Раджоне — двухэтажное кирпичное здание, включающее в первом этаже перекрытую сводами лоджию, а во втором — зал судебных заседаний (1228 г.).
    Наиболее ранний из известных нам дворцов городского самоуправления — палаццо делла Раджоне в Бергамо (1182—1198 гг.), следующий за ним — Бролетто в Брешии (с 1187 г.). Третий по времени — Бролетто в Комо — был сооружен в 1215 г. и частично перестраивался в XV в.
Бергамо. Палаццо делла Раджоне, 1182—1198 гг.
Бергамо. Палаццо делла Раджоне, 1182—1198 гг.
Брешия. Бролетто, 1187—1230 гг.
Брешия. Бролетто, 1187—1230 гг.
Комо. Городская башня, 1192 г.
Комо. Городская башня, 1192 г.
Комо. Церковь Сан Феделе, начало XII в.
Комо. Церковь Сан Феделе, начало XII в.
    Комо, расположенное к северу от Милана, было вторым крупным строительным центром Ломбардии в романскую эпоху. Помимо Бролетто и упоминавшейся башни городского самоуправления (1192 г.), здесь в XI—XII вв. было построено несколько важных церквей. В корабле церкви Сан Джакомо (1095—1117 гг.) сохранился один из наиболее ранних примеров боковых галерей. Церковь Сан Феделе в Комо (начало XII в.) интересна центрическим построением подкупольной части. Короткий трехнефный корпус полностью подчинен развитому хору и ветвям трансепта, многогранные завершения которых составляют вместе с апсидой и центральным подкупольным пространством форму трилистника. Двухъярусные сводчатые галереи боковых нефов обходят по периметру и ветви трансепта, достигая хора. Главная апсида завершается снаружи открытой арочной галереей на колонках. Композиция трилистника была применена примерно в это же время в церкви св. Марии в Капитолии в Кёльне, и направление влияний до сих пор остается спорным.
Комо. Церковь Сант Аббондио, 1063—1091 гг.
Комо. Церковь Сант Аббондио, 1063—1091 гг.
    Наиболее значительный памятник романского зодчества в Комо — церковь Сайт Аббондио — возведен в 1063—1091 гг. в большой мере в традициях раннеломбардской архитектуры. Это — пятинефное сооружение, обращенное, подобно старым базиликам, главным фасадом (с несохранившимся атрием) на запад. Перекрытия устроены по деревянным стропилам, и лишь капеллы с нишами, замыкающие боковые нефы, и сильно выступающий за линию восточного фасада хор перекрыты крестовыми сводами. Характер хора и фланкирующие его кампанилы указывают на заальпийское (возможно бургундское) влияние. Пространство церкви расчленено колоннадами (более мощными и высокими в двух средних рядах), на которые опираются посредством арок продольные стены. Весь интерьер оказывается, таким образом, поделенным на длинные, узкие коридоры, из которых средний удлинен хором более чем наполовину.
    Типичный базиликальный разрез церкви Сант Аббондио выражен на западном фасаде, который строится уступами и не имеет объединяющего все нефы фронтона, свойственного в этот период другим ломбардским памятникам. Серый каменный фасад расчленен лопатками и под свесом кровли завершен поясом нависающих арочек — типичный мотив, повторяющийся на других фасадах, на апсиде и кампанилах. Расположение оконных проемов на главном фасаде создает совершенно своеобразный ритм. Главный портал, выложенный из крупных камней, подчеркивает размеры стен.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому