Флоренция, баптистерий Сан Джованни, церковь Сан Миньято аль Монте. Вольтерра, палаццо деи Приори. Прато, палаццо Преторио. Сан Джиминьяно. Губбио, здание корпорации шерстяников
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
В Тоскане, расположенной к югу от Ломбардии и Эмилии, ведущее место в экономике и политике занимала сначала Пиза — одна из могущественных морских республик на побережье Тирренского моря, расцвет которой относится к XI—XIII вв., затем Флоренция — крупнейший торговоремесленный и международный ростовщический центр. Во второй половине XI и первой половине XII в. Флоренция была столицей Великого герцогства Тосканского, а к концу XII в. она отвоевала право на самоуправление. Самоуправления добились и города Сиена, Сан Джиминьяно, Вольтерра.
Во Флоренции романская архитектура отличалась ярко выраженным местным колоритом. Во второй половине XI в. здесь было начато строительство небольшой группы сооружений, в которых творчески развивалась не вполне угасшая позднеантичная традиция мраморной полихромной облицовки фасадов и интерьеров. Ее ясный и праздничный характер в сочетании с широким применением форм античного ордера дал повод ряду авторов называть этот «инкрустационный стиль» — «проторенессансом». Появлению их несомненно способствовало не только высокое техническое мастерство и наличие великолепного мрамора из Прато, но, по-видимому, и прямой интерес к античному искусству.
Сооружения эти отличаются простотой структуры. Их гладкие, одетые в драгоценную мраморную одежду фасады строятся как настоящие, законченные в своей конструктивной логике архитектурные композиции, лишь спроецированные на плоскость. Их четкий в своей геометричности линейный рисунок, набранный из мраморов двух цветов, подчинен строгому и спокойному ритму.
Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.
Важнейшее сооружение этого «инкрустационного» стиля — гордость флорентийцев, баптистерий Сан Джованни, освященный в 1059 г. (его ядро, возможно, относится к поздней античности). Это — крупный восьмигранник, облицованный белым мрамором с красновато-коричневым узором и поставленный, как драгоценный ларец, посреди площади, на которой в дальнейшем были построены собор Санта Мариа дель Фьоре и колокольня, сочиненная Джотто.
Фасадные плоскости баптистерия расчленены на два яруса: нижний состоит из трех ордерных пролетов, верхний — из арочных. Линии изящно каннелированных коринфских пилястр, несущих архитрав, продолжены во втором ярусе стройными белыми колонками на темном фоне. Углы восьмерика трактованы как солидные устои. Аттик восьмигранника — несколько более позднего происхождения (XIII в.).
В интерьере — обратное фасаду чередование: снизу, в нишах — свободно стоящие колонны, выполненные из порфира и перекрытые архитравом, вверху — каннелированные, очень плоские коринфские пилястры, расчленяющие галерею из небольших сдвоенных арочек. Высокий, заостренного очертания восьмигранный купол (пролет 25,6 м), покрытый пирамидальной кровлей, в XIII в. был украшен мозаикой.
Флорентийцы и в следующие века продолжали украшать баптистерий, привлекая для этого лучших мастеров. Шедевром являются бронзовые двери в южной, северной и восточной сторонах восьмигранника (с запада имелась прямоугольная апсида), выполненные соответственно Андреа Пизано (1330 г.) и Лоренцо Гиберти (1401—1424 гг. и 1447—1452 гг.).
Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
Церковь Сан Миньято (начата в 1013 г., фасад — 1063 г.), шедевр новой флорентийской архитектуры XI в., поставлена на высоком холме, лежащем по другую сторону р. Арно, но господствующем над городом. Это — трехнефная, перекрытая деревянными стропилами базилика с криптой и большой полукруглой апсидой. На сводах частично заглубленной и раскрытой в главный неф крипты расположен высоко поднятый хор. Главный неф расчленен двумя высокими поперечными арками (третья обрамляет апсиду), трактованными наподобие триумфальных. Устои, поддерживающие поперечные арки, чередуются с колоннами, на которые опираются арки продольных стен нефа. В целом пространственное построение интерьера развивается от входа в глубину, к апсиде, вогнутая поверхность которой украшена пятью арками на мраморных полуколоннах.
Богатству пространственного построения церкви Сан Миньято соответствует и богатство ее отделки: колонны и полуколонны выполнены из разноцветного мрамора с прожилками, все поверхности стен покрыты белым и зеленым мрамором, как сияющим полированным ковром с геометрическим узором. Мозаичный пол отличается исключительно тонким, изысканным рисунком. По оси нефа, перед криптой стоит изящная маленькая капелла Микелоццо, блистающая позолотой и разноцветными мраморными инкрустациями. Конху апсиды покрывает мозаика на золотом фоне. В интерьере господствует гармония белого и зеленого. Живописный эффект смягчается модуляциями теплого света струящегося сквозь вставленные в окна алебастровые плиты.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
Фасад церкви Сан Миньято с его пятью арками (изображающими нартекс) и фронтоном в средней части — классическая композиция, выполненная в элегантном сочетании белого, зеленого и черного мраморов. В самой глубине здания тот же мотив повторяется в пяти арках апсиды.
Совершенно иной характер имеют общественные здания Флоренции и вообще Тосканы, появившиеся в результате борьбы городских коммун за самоуправление, а также жилые дома, принадлежавшие именитым гражданам, соперничавшим и боровшимся за первенствующее положение у власти. Как и повсюду в бурную эпоху средневековья, эти постройки имели не только общественные или жилые, но и оборонные функции.
Вольтерра. Центр города. Палаццо деи Приори, 1208—1257 гг., переделывался в XV в.
Наиболее древнее из сохранившихся в Тоскане зданий городского самоуправления — палаццо деи Приори в Вольтерре (1208—1257 гг.; балкон был сломан после подчинения города Флоренции в 1472 г.). Здание входит в состав городского центра и окружено застройкой, в большой мере сохранившейся от XII—XIV вв.
Прато. Палаццо Преторио, XIII в.
Прато. Палаццо Преторио, XIII в.
Массивный замкнутый прямоугольный объем с высокой башней, большие плоскости стен, прорезанные редкими проемами (готические окна — результат переделки), богатая пластика кладки из грубо отесанного камня — таковы характерные черты этого сооружения. Тот же характер имеет и главное общественное здание Прато — палаццо Преторио (XIII в.).
Сан Джиминьяно. Палаццо дель Подеста и башня Роньоза, 1239 г.
Сан Джиминьяно. Улица города. Жилой дом
Сан Джиминьяно. Общий вид города
Городская застройка, восходящая к XII в., хорошо сохранилась в Сан Джиминьяно, маленьком городке, силуэт которого еще и сейчас определяют дома-башни — жилые и вместе с тем оборонные сооружения, принадлежавшие наиболее именитым и могущественным родам города. Башни Сан Джиминьяно связаны с основными стенами жилых домов, которые, кроме того, имеют двух-трехэтажную часть с внутренним двором. К этому типу сооружений восходит и палаццо дель Подеста (1239 г.) с мощной башней Роньоза. В Сан Джиминьяно сохранились также городские стены и перекрытое сводами водохранилище XII в.
Здание цеха шерстяников в Губбио — пример производственно-общественных сооружений этого периода (XIII в. и позднее). Это — длинный и узкий четырехэтажный корпус. В нижнем, врезанном в склон холма этаже в каменных ваннах мочили шерсть. Второй и третий этаж были заняты общественными помещениями цеха. Галерея вверху служила для просушки шерсти.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.