Орвието, площадь Сан Пеллегрино. Болонья, дом Изолани. Сан Джиминьяно. Пистойя, палаццо дель Комуне. Бари, замок Джойа дель Колле. Палермо, дворец Ла Дзиза. Комо, Бролетто
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Италия в XI—XIV вв.
Важнейшим отличием Италии от других стран Европы в XI—XII вв. было раннее развитие ремесел и торговли, обусловившее образование средневековых городов-государств. Итальянские города явились первыми очагами средневековой культуры. В них же значительно раньше, чем в других странах, появились зачатки новых общественных отношений, сопутствовавших зарождению капиталистического производства. Основными силами, боровшимися за власть в средневековой Италии, оказались не только феодальные сеньоры, но и городские коммуны. На севере Италии они уже с Х в. деятельно участвовали в усобицах между различными герцогствами, маркизатами и епископствами. Добиваясь политической независимости или отстаивая ее и борясь за дальнейшее процветание, эти города все чаще оттесняли на второй план как светских, так и церковных властителей.
Болонья. Дом Изолани, XIII в.
Другой особенностью исторического развития средневековой Италии была ее политическая раздробленность, сказавшаяся на историческом развитии страны в течение многих последовавших веков. Могущество итальянских городов и относительная слабость феодальных властителей, международный характер торговых связей и отсутствие единого внутреннего рынка — все это мешало образованию централизованного государства. В стране отсутствовала какая бы то ни было общая власть, хотя бы такая слабая, как императорская власть в Германии. Даже католическая церковь с ее развитой организацией не столько способствовала объединению Италии, сколько мешала ему: вселенские устремления папства мешали ему создать и возглавить единое итальянское государство, более того, церковь противодействовала росту политических сил, которые могли бы это осуществить.
Между тем, на протяжении всего средневековья страна оставалась ареной жестокой борьбы не только между феодалами и городами, но и между иноземными завоевателями. Свободно развивались только морские торговые республики — Венеция, Генуя и Пиза, да Ломбардия и Тоскана, хотя и числились в составе Германской империи, на деле сохраняли свою независимость. Папская область также была самостоятельным государством.
Пистойя. Палаццо дель Комуне, 1284—1385 гг.
Орвието. Площадь Сан Пеллегрино с домами XII—XIII вв.
Особенности исторического развития Италии определили своеобразие ее культуры и, в частности, архитектуры. Поскольку в передовых областях Италии ядро общественной жизни составляли рано развившиеся городские коммуны, зодчество с самого начала рассматриваемого периода получило ясно выраженный городской характер.
Его развитие было в значительной мере связано с формированием города как формы поселения. Сердцем города являлась торговая площадь; рядом помещался собор или целый комплекс, состоявший из собора, кампанилы и баптистерия.
С утверждением народовластия появился новый общественный центр — площадь и здание городского самоуправления. Крупный масштаб и монументальность резко выделяли эти сооружения среди рядовой жилой застройки, представление о разнообразии которой позволяет составить квартал Сан Пеллегрино в Орвието, дом Изолани в Болонье, дома в Лукке и Сан Джиминьяно.
Сан Джиминьяно. Общий вид города
Сан Джиминьяно. Улица города. Жилой дом
Бари. Замок Джойа дель Колле
Жилая застройка обносилась укреплениями, которые в эту эпоху располагались не по геометрическим схемам, а в соответствии с рельефом местности и требованиями обороны.
Город с самого начала стал предметом целеустремленных забот его граждан. Специальные выборные комиссии следили не только за укреплением городов, но и за их благоустройством и красотой. Издавались указы, регулировавшие застройку. Большое внимание уделялось водоснабжению, устройству цистерн (например в Сан Джиминьяно), общественных фонтанов (Витербо).
Бари. Замок Джойа дель Колле
Бари. Замок Джойа дель Колле
Раннее развитие итальянских городов нашло отражение и в типах сооружений, характерных для романской архитектуры в Италии. Наряду с замками и крепостями феодалов, укрепленными монастырями и культовыми зданиями в городах и вне их, в Италии, раньше чем в других странах, строились здания, отражавшие классовое разделение населения, новые формы общественной и частной жизни горожан: многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здания ремесленных цехов, торговых гильдий и первые дворцы городских самоуправлений.
Палермо. Дворец Ла Дзиза
Комо. Бролетто, 1215 г.
Деятельная общественная жизнь городских коммун, их стремление к политической и административной автономии породили в горожанах своеобразный патриотизм и рано осознанное чувство общественного долга. Они проявились не только в первых опытах народовластия, но и в развитии новых, светских тенденций в самых различных областях итальянской культуры.
Об этом говорит гуманистический характер первых итальянских университетов, образованных в XI—XII вв. из специализированных школ. В то время как, например, Парижский университет был теологическим, в Италии первые университеты возникли преимущественно в связи с изучением права (Болонский университет) и медицины (Салернский университет). О том же свидетельствуют светский характер литературы (эпос коммун) и пластики (придворная скульптура Апулии) и, наконец, светские тенденции, проявившиеся в романском зодчестве Италии раньше и сильнее, чем в зодчестве других стран. Строительство зданий общественного назначения рано встало в центре всеобщего внимания и воспринималось как важнейшее дело всей общины.
Каждое из этих зданий, возникших и формировавшихся одновременно с теми общественными функциями, для которых они были предназначены, не было пассивным вместилищем нового государственного органа или общественного учреждения, но становилось его монументальным выражением и гордым символом. Именно поэтому такие здания навсегда сохраняли название органов, для которых они возводились, хотя впоследствии их функции неоднократно менялись вместе с политической структурой города.
Это относится прежде всего к многочисленным дворцам городского управления: палаццо делла Раджоне (здание суда; например, в Милане, в Падуе), дель Аренгарио (наименование народного собрания; например, башня в Вероне), Бролетто (место для собраний в Ломбардии; например, в Комо, в Бергамо); палаццо дель Капитано (капитан — лицо, которое должно было отстаивать интересы народа), дель Пополо, Пубблико (дворцы коммуны; например, в Брешии), деи Приори (приоры — выборные от города должностные лица; ср., например, дворец в Вольтерре), наконец, палаццо делла Синьория (несколько более поздний орган управления, возникший с переходом власти в городе к так называемым старшим цехам; например, во Флоренции).
Выстроенные в подавляющем большинстве в романскую эпоху, но сохранившие красноречивые следы и более позднего времени, эти суровые, гордые и полные жизнеутверждающей силы сооружения лучше, чем какие бы то ни было другие памятники, дают нам представление о бурной жизни, некогда их породившей.
Светские тенденции сказались не только в гражданской, но и в культовой архитектуре. Церкви часто служили для собрания городской общины в трудные минуты ее жизни. Они были гордостью общины, общественным достоянием, о величии и красоте которого специально заботились. Не случайно раннехристианские базилики, служившие прообразом церквей романской эпохи, повторяли формы древнеримских базилик, т.е. учреждений гражданских. Романский собор в итальянских городах — это «дом божий и народный», с вместительными нефами, кафедрой проповедника, иногда с большим атрием или нартексом.