Италия. Развитие архитектуры в Ломбардии
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
В XI—XIII вв. ведущее место в развитии итальянской архитектуры бесспорно принадлежит северным областям страны и прежде всего Ломбардии, строительные приемы и композиционные типы которой распространились к востоку вплоть до венецианского побережья Адриатики, а к западу и северо-западу — по территории Пьемонта и спускавшейся в Тирренскому морю Лигурии.
Важнейшими городами на побережье этих районов были Венеция и Генуя — морские республики, ставшие уже к XI в. крупными центрами внешней торговли, а внутри страны — Милан, Модена, Парма, Кремона, Болонья, Верона и др., превратившиеся к X столетию в оживленные центры ремесленного производства.
Благодаря расположению на путях, ведущих от альпийских перевалов и по долинам судоходных рек, эти города развивались не только с ростом внутреннего товарооборота, но также и с развитием торговли международной: они играли значительную роль в посреднической торговле между Севером и Югом, Западом и Востоком и, хотя не могли соперничать с Венецией, все же извлекали из этого немало выгод. Именно в этих городах, населенных ремесленным людом и купечеством, впервые сложились новые формы общественной жизни и городской коммунальный строй, а вместе с ними, начиная с XI в., возникли первые коммунальные и культовые здания, задуманные и построенные как сооружения городской общины.
Строительство в Ломбардии вскоре получило большой размах. Многочисленные ремесленники-строители, со времен лангобардского владычества организованные в специальные корпорации, опирались в своей деятельности на свод подробно разработанных правил и вскоре подняли свое мастерство на значительную высоту, прославившись далеко за пределами Ломбардии. Они первые начали перекрывать главный неф церкви крестовым сводом (нередко, впрочем, применяя и открытые деревянные стропильные фермы) и ввели в связи с этим систему перемежающихся опор разного сечения, позволившую связывать ячейки главного и боковых нефов; они же, по-видимому, впервые стали пользоваться кирпичом для строительства церквей.
Кирпич, качество которого непрерывно улучшалось, производился самых различных оттенков — от желтого и нежно-розового до темно-красного цвета современного клинкера. Он стал основным строительным материалом, тогда как преобладавшая прежде квадровая кладка из песчаника применялась теперь лишь для оснований, цоколей, обработки столбов, проемов, углов стен, иногда и для облицовки фасадов. Живописное сочетание кирпича с каменными, а позднее — терракотовыми деталями стало отличительной особенностью ломбардского зодчества.
Церкви в Ломбардии обычно имеют три нефа. Трансепт большей частью не выступает за пределы общих очертаний плана. Над средокрестием высится восьмигранный купол, вписанный в барабан, или световой фонарь, иногда завершенный высокой башней. Благодаря перемежающимся опорам разного сечения интерьеры отличаются своеобразным ритмическим построением.
Кампанилы стоят либо отдельно, либо по сторонам главного фасада или апсиды.
Ломбардцы внесли много нового и в разработку внешней композиции зданий. Карликовые аркады, появившиеся в Ломбардии ранее чем в других местах, не только подчеркивают размеры стены, но подчас изменяют и самую ее структуру (соборы в Парме, в Ферраре); они завершают апсиды и барабан, одевающий главный купол.
Ломбардские мастера впервые ввели в употребление узкие лопатки (лизены), используя их или вытянутые стеблеобразные полуколонны и их пучки как средство вертикального расчленения фасадов. Это нововведение, и теперь еще недооцениваемое историками архитектуры, явственно отразило новое стремление зодчих выразить во внешнем облике здания его внутреннюю структуру и использовать стену — основную несущую конструкцию сооружения — для создания его выразительного облика.
Помимо культовых зданий, имевших для североитальянских городов-коммун большое общественное значение и бывших предметом патриотической гордости, в городах Ломбардии в конце XII в., т.е. ранее, чем где бы то ни было, появился специальный тип общественных зданий, предназначавшихся для городской магистратуры и органов самоуправления. Это Бролетто (первоначально так называлась площадь в центре города, часто у епископского дворца, где вершился суд) или палаццо делла Раджоне — двухэтажные здания, состоявшие из большого зала заседаний, расположенного над общественной лоджией.
Бролетто строились из великолепно отделанного тесаного камня, а в отдельных случаях облицовывались цветным мрамором. Мощная стена второго этажа с ритмическими пятнами редко расставленных сдвоенных или строенных арочных окон противопоставлялись лоджии внизу, обычно перекрытой крестовыми сводами. Здание украшалось каменными скульптурными вставками; особенно украшался балкон, служивший для общественных выступлений.
Размах строительства, большое число ремесленных цехов (каменщиков, каменотесов, и др.), их творческая инициатива, предприимчивость и неутомимые поиски новых решений — все это закрепило за Ломбардией первенство в романском зодчестве Италии.