Палермо, Сан Джованни дельи Эремити, Палатинская капелла, Сан Катальдо, Ла Дзиза. Монреале, Санта Мариа ла Нуова. Амальфи, Сант Андреа. Равелло, Руфоло
Архитектура Западной Европы. Средние века > Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Палермо. Палатинская капелла
Совершенно особое место занимает романская архитектура в Сицилии. Нормандцы постарались разрушить здесь все, что было непосредственно связано с мусульманской религией, но строительные традиции арабских инженеров, возводивших помимо мечетей также мосты, акведуки и крепости, и общий дух утонченной художественной культуры арабов остались. В результате некоторые сицилийские церкви напоминают по своему внутреннему построению мечети, а другие принадлежат к числу базилик латинского типа, нередко с башнями по сторонам главного фасада или апсиды. Интерьеры большей частью отличаются чисто восточной роскошью. Штукатурные потолки украшены сталактитами арабского типа.
Богатейшая мозаика византийского характера покрывает стены построек изнутри и стелется великолепным мощением под ногами, резьба мраморных капителей, амвонов, кафедр носит греко-эллинистический и византийский характер. Замечательна в этом отношении церковь Санта Мариа дель Амиральо (адмиральская) в Палермо, называемая Марторана (между 1134 и 1151 гг.) — украшенное мозаикой и цветными мраморами сооружение византийского типа с куполом на четырех мраморных колоннах (впоследствии сильно перестроена). Не менее знаменита Палатинская капелла, входящая в состав дворца Ронсера II (между 1132 и 1143 гг.) и производящая впечатление фантастической роскоши благодаря мозаикам, покрывающим пол и стены, сталактитовым потолкам арабского типа, мраморным колоннам и резным капителям.
Сан Катальдо в Палермо позволяет составить представление о внешнем облике нормандских культовых построек. Это — простой куб, облицованный кладкой, с тонко моделированными поверхностями стен, увенчанный тремя тесно поставленными в ряд куполами арабского типа, окрашенными в красный цвет. Интерьер расчленен стрельчатыми арками, опирающимися на четыре античные мраморные колонны. Переходы к куполам выполнены при помощи тромпов. Колоннам отвечают членения на фасаде: арки, на которые опираются купола, выражены плоскими профилями.
Палермо. Церковь Сан Катальдо, 1161 г.
Палермо. Церковь Сан Джованни дельи Эремити
Палермо. Церковь Сан Джованни дельи Эремити
К тому же кругу сооружений относится церковь Сан Джованни дельи Эремити в Палермо (1132 г.). Ее продольный неф состоит из двух больших квадратных ячеек, разделенных стрельчатой аркой, а трансепт — из трех ячеек меньшего размера. Каждая ячейка перекрыта полусферическим куполом мусульманского типа, поднимающимся над плоской кровлей. Таким же куполом завершена и примыкающая к церкви башня. Монастырский двор — великолепный пример сочетания сдвоенных миниатюрных колонок и аркад со стрельчатыми арабскими очертаниями и многоступенчатыми архивольтами.
Собор в Чефалу (начат в 1131 г.) представляет собой большую, базиликального типа церковь, с ясно выраженным, хотя и не сильно выступающим трансептом, высоким сводчатым хором и двумя мощными башнями по сторонам главного фасада. Если восточная часть собора, включая трансепт, была окончена в 1148 г., то главный корабль строился между 1180 и 1200 гг. (стропила относятся к 1263 г.). Фасад с мощными угловыми башнями датируется 1240 г., а портик с тремя стрельчатыми, арабского типа арками построен в XV в. Внутренние стены главного корабля опираются на колонны; боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Интерьер собора покрыт многоцветными мозаиками; наиболее замечательно большое изображение Христа на полукуполе, завершающем главную апсиду. Поставленный на возвышенности собор в Чефалу господствует над городом.
Чефалу. Собор
Монреале. Собор Санта Мариа ла Нуова, 1174-1186 гг.
Собор Санта Мариа ла Нуова в Монреале заслуженно считается вершиной романской архитектуры в Сицилии, однако его внешний облик был впоследствии частично изменен (венчания башен по сторонам фасада, тяжелый портик 1770 г. между ними). Начало строительства собора относится, по-видимому, к 1174 г., окончание — к 1182 г., но отделка продолжалась и далее (прекрасные бронзовые двери западного портала были, например, выполнены в 1186 г. Бонанном, мастером из Пизы). Собор представляет собой большую базилику, разделенную на три нефа аркадами (стрельчатого очертания) на колоннах.
Монреале. Собор Санта Мариа ла Нуова, 1174-1186 гг.
Монреале. Бенедиктинский монастырь, дворик, XII в.
Палермо. Дворец Ла Дзиза
Перекрытый деревянными стропилами средний неф завершает широкая стрельчатая арка, отделяющая главный корабль от трансепта. За нею, уходя в глубину, строится серия других, становящихся все более стройными арок, повторяющих очертания первой. Вся эта живая композиция, удивительно органично подводящая к замыкающей апсиде, обогащена великолепно переливающимся многоцветным и золотым покровом из драгоценных мозаик. Снаружи на цилиндрической поверхности апсид, выполненных из белого известняка, живописно переплетаются темно-коричневые стрельчатые арки из трахита. Монастырский дворик рядом с собором — одно из наиболее замечательных сооружений этого типа в Италии.
Помимо культовых сооружений, образующих своеобразную ветвь в развитии романской итальянской архитектуры, в Сицилии сохранились и гражданские постройки, преимущественно замки и дворцы нормандских завоевателей, поражающие сочетанием сдержанности, почти суровости внешнего облика и богатства внутренней отделки. Это — палаццо Куба, Дзиза или башня Санта Нинфа, входящая в комплекс Нового королевского дворца в Палермо.
Некоторые сохранившиеся до наших дней помещения позволяют получить представление о праздничном великолепии полувосточного королевского дворца Сицилии, воспринявшего роскошь и зал палермского дворца, так называемая Станца короля Руджеро, сплошь покрытая мозаиками, или вестибюль палаццо Дзиза с его сводом, украшенным сталактитами.
Этот дух восточной утонченности распространился и вдоль западного побережья материка, вплоть до Салерно, Амальфи, Неаполя и Гаэты, и на побережье Адриатического моря.
Наиболее значительным политическим и торговым центром в южной части побережья Тирренского моря был Амальфи — старейшая в Италии морская республика, соперничавшая с Генуей и Пизой. Ее процветание длилось с середины IX в. по 30-е годы XII в.
Амальфи. Собор Сант Андреа, XI —XIII вв., колокольня — между 1180 и 1270 гг.
Равелло (близ Амальфи). Палаццо Руфоло. Фрагмент двора
Собор Сайт Андреа в Амальфи (XI в., перестроен в 1203 г.) образует вместе с колокольней (построена между 1180 и 1270 гг.), капуцинским двориком и широкой, поднимающейся по склону к главному фасаду лестницей исключительно живописный комплекс. Собор отличается строгостью общих линий и живописностью отделки. Особенно богат предваряющий фасад двухпролетный атрий, арочные проемы которого заполнены, как кружевом, типично сицилийским мотивом пересекающихся арок на античных колоннах (фасад реставрирован в XIX в.) Интерьер собора переделан в стиле барокко в 1701 г.
Бронзовые двери, установленные в 1066 г., отлиты в Константинополе.
Сочетание классически простых линий с мраморной декорацией свойственно не только архитектуре собора в Амальфи, но и многим сооружениям в других городах Кампаньи — церкви в Равелло, соборам в Салерно, в Гаэта, в Казерта Веккиа. Некоторые формы арабского происхождения, отмеченные в культовых постройках Кампаньи, встречаются и в гражданских зданиях: примером может служить двор палаццо Руфоло в Равелло со стрельчатыми аркадами.